Россия неинтересна миру

В истории с саммитом G8 самой обидной для России будет ситуация, если от перемены лица, прибывающего на саммит, ничего не случится. Россия вообще занимает довольно мало места в мировых новостях


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Если верить американскому фантасту Рэю Брэдбери, иногда достаточно сущей ерунды, вроде раздавленной бабочки, чтобы история пошла по другому пути. В истории с саммитом G8 самой обидной для России будет ситуация, если от перемены лица, прибывающего на саммит, ничего не случится.

Если верить российской прессе, то в мире нет сегодня более острой темы, нежели отказ новоизбранного президента Владимира Путина приехать в эти выходные на встречу "восьмерки" в Кэмп-Дэвид. Дескать, скандал невероятный: саммит даже перенесли подальше от заседания НАТО ради того, чтобы не ставить российского президента в неловкое положение. И американский президент Барак Обама был столь обижен отказом Путина от встречи, что в отместку решил не приезжать осенью в Россию на саммит АТЭС.

Мнения о причинах неприезда разделились. Одним кажется, что все дело в протестном движении – президент боится оставлять страну в этот критический момент. По мнению других, опасения связаны с тем, что ставший премьером Медведев может сформировать кабинет министров по-своему. Да нет же, возражают третьи: просто таким образом Путин дает понять, что эпоха "перезагрузки" закончилась. Сходятся оппоненты только в одном: отказ Путина от поездки в Кэмп-Дэвид больно ударит по отношениям Москвы с западным миром. Горячие головы поговаривают даже о возможности выхода России из "восьмерки" и бойкота западными странами сочинской Олимпиады.

Всем встревоженным советую поглядеть заголовки ведущих западных газет в Интернете. Поверьте, Россия занимает в новостях гораздо меньше места, чем выпадающая из еврогнезда Греция. Больше, чем сомалийские пираты, но уже меньше, чем торможение китайской экономики. New York Times написала о российском миллиардере Алишере Усманове исключительно в преддверии IPO Facebook: он купил акции компании, согласившись обойтись без права голоса, когда большинство инвесторов вообще не были уверены в том, что FB успешно переживет кризис. Впрочем, статья размещена в разделе "Технологии" – там, где обычно публикуют обзоры новых гаджетов.

"Россия занимает очень мало места в мировых новостях", – признаются не только зарубежные эксперты, но и наиболее честные отечественные экономисты. И это правда. Потому что от того, смогут ли власти Китая "посадить" разогретую экономику своей страны достаточно мягко, зависит и глобальный долговой рынок (Китай – крупнейший держатель госбумаг США), и ряд мировых рынков биржевых товаров, и даже судьба торговых сетей известных брендов. От курса юаня к доллару будет зависеть профицит торгового баланса США. А от того, кто именно будет представлять Россию на саммите G8, зависят гораздо более локальные вещи.

И это гораздо серьезнее влияет на экономику России, чем приезд или не приезд президента на встречу "восьмерки". Потому что только за первые четыре месяца нынешнего года из страны убежало денег больше, чем в послекризисном 2010-м и почти половина той рекордной суммы, что ушло за прошлый год: в 2010 г. утекло $33,6 млрд, в 2011-м – $80,5 млрд, а на конец апреля нынешнего года – уже $42 миллиарда.

Конечно, какую-то роль играет пауза в формировании правительства: именно пауза, показывающая, во-первых, что Дмитрий Медведев не является самостоятельным премьером, а во-вторых, что президент тоже не может сделать это без сопротивления групп влияния. Но схватка бульдогов под ковром – вещь для России привычная. Капиталы не бежали в гораздо более суровые времена.

Но тогда вложения в российский рынок, пусть краткосрочные и спекулятивные, были суперприбыльны. А теперь риск остается высоким, а отдача от инвестиций – низка. Все потому, что Россия перестала быть страной, интересной миру. Пожалуй, стоит обеспокоиться этим вопросом.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей