Дороги залатают штрафами

В целях снижения смертности в автоавариях российские власти вводят ужесточение наказаний для руководителей и компаний, ответственных за строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомагистралей

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект об ужесточении административной ответственности за плохие дороги. Внесенный правительством в нижнюю палату парламента документ подготовлен МВД России и призван снизить смертность в дорожно-транспортных происшествиях. С этой целью предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новыми нормами.

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Как показывает статистика, число ДТП из-за плохого состояния дорог в России продолжает расти. Так, если в 2014 г. было зарегистрировано около 60 тыс. таких аварий, то в 2015-м - уже свыше 63 тысяч. Правительство уверено, что ужесточение наказания для руководителей и компаний, ответственных за содержание автомагистралей, способно исправить ситуацию.

После вступления в силу предложенных поправок штраф для должностных лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомагистралей, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений будет повышен в 10 раз - с 2-3 тыс. до 20-30 тыс. рублей. Аналогичная ответственность предусмотрена и за непринятие мер по своевременному устранению помех на автомагистралях, а также в случае, если не будет оперативно ограничено движение на опасных участках дорог. А вот для юридических лиц штрафные санкции могут даже ослабить, им придется заплатить меньше - от 200 до 300 тыс. руб. вместо предусмотренных в прежней редакции КоАП 300 тыс. рублей.

В то же время эту статью кодекса планируется дополнить отягчающим для нерадивых дорожников обстоятельством. Так, если в результате их недогляда здоровью автомобилиста будет нанесен вред легкой или средней тяжести, штраф для эксплуатирующей магистраль организации автоматически вырастет до 400-500 тыс. руб., а ее руководителю придется выложить уже от 50 до 100 тысяч.

Законопроект также вводит ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний органов, надзирающих за обеспечением безопасности дорожного движения. В первый раз должностные лица обязаны будут заплатить административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб., а юридические - от 100 до 200 тысяч. Если в течение года данное правонарушение будет допущено повторно, штрафы вырастут до 70-100 тыс. и до 200-300 тыс. рублей соответственно.

Как заявил корреспонденту "Утра" секретарь общественного совета при Федеральном дорожном агентстве (ФДА) Константин Сдобнов, есть надежда, что таким образом удастся навести порядок на дорогах. Но есть и подводные камни, в частности, сложности при взаимодействии пострадавших от плохого качества магистралей автомобилистов с ГИБДД. "Именно инспекторы госавтоинспекции в случае аварии должны обосновывать факт влияния ненадлежащего состояния дороги. Но зачастую им проще все списать на человеческий фактор, на невнимательность водителя, чем разбираться с организацией, которая занимается содержанием магистрали", - пояснил он.

Так что ответственность за то, чтобы этот закон, призванный со временем значительно улучшить состояние российских дорог, действовал в полной мере, полностью лежит на ГИБДД, считает Сдобнов. В то же время, отметил он, способствовать претворению этой идеи в жизнь должна и активная позиция общественности. "Автомобилисты должны выявлять факты, когда дорожные инспекторы отказываются фиксировать аварию, произошедшую из-за плохого состояния автомагистрали", - добавил секретарь общественного совета при ФДА.

Даже если инспекторы ГИБДД зафиксируют, что причиной аварии стало неудовлетворительное качество дорожного полотна, автовладельцу предстоит долгое судебное разбирательство с организацией, которая обслуживает эту дорогу. "Оно может продлиться не один год", - предупредил активист организации "Убитые дороги" из Пскова Николай Мельков. Он напомнил, что действующие до сих пор штрафы для нерадивых дорожников заметного эффекта не дали. "Сложно надеяться, что ужесточение ответственности улучшит качество дорог. Тем более что штрафы многие руководители платят не из личного кармана, а из бюджета", - сообщил он.

У организаций Росавтодора нет никаких аргументов, чтобы оправдать свои "грехи". Если бы дороги строились массово и стояла задача ввода их в кратчайшие сроки, то могло бы найтись хоть какое-то оправдание - мол, спешили, недоглядели. Но, как свидетельствует проверка Счетной палаты, в России из-за кризиса дорог строится все меньше, план по их вводу был выполнен в 2015 г. всего на 85,6% - фактически было сдано в эксплуатацию 3293,4 км автомагистралей из предусмотренных 3845,7 километра. А Кабардино-Балкарская Республика и Санкт-Петербург вообще не построили ни метра из запланированных к вводу в минувшем году 51 км и 70 км автодорог соответственно. 

Выбор читателей