Что ждет Узбекистан без Каримова

От того, сможет ли страна сохранить светский характер государства и воспрепятствовать прорыву во власть исламистов, зависит будущее всего Центрально-азиатского региона

Президент Узбекистана Ислам Каримов, скончавшийся в возрасте 78 лет в результате перенесенного инсульта, в субботу был похоронен на кладбище Шахи-Зинда в Самарканде.

Церемония прощания с Исламом Каримовым. Ташкент, 3 сентября. Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС

Официальной датой смерти главы государства названа пятница, 2 сентября, однако у многих знакомых с ситуацией в Узбекистане она вызывает сомнения. По мнению ряда экспертов и представителей СМИ, Каримов мог оставить этот мир еще в понедельник, и в течение нескольких дней, до официального объявления о смерти, в высших эшелонах власти страны решалось, кто возьмет в свои руки бразды правления и как будет поделено богатое политическое наследство бессменного узбекского лидера.

Учитывая, что в жизни Узбекистана и всей Центральной Азии Каримов играл роль несравнимо большую, чем просто президент государства, после его смерти возникает ряд вопросов о том, как сложится судьба региона. Необходимо понимать, что Узбекистан является одним из государств Центрально-азиатского региона, которое на протяжении многих лет успешно противостоит экспансии исламизма.

По экономическому развитию Узбекистан уступает Казахстану и Туркмении, но превосходит Киргизию и Таджикистан. Страна обладает запасами нефти, газа, урановых руд и другими полезными ископаемыми, в узбекскую промышленность инвестируют значительные средства компании из Европы, США и Китая. Помимо этого, Узбекистан располагает одной из наиболее оснащенных и боеспособных армий в регионе и сильной службой внутренней безопасности.

Будущее Узбекистана и так или иначе связанных с ним стран теперь зависит от того, смогут ли местные политики сохранить светский характер государства и воспрепятствовать прорыву во власть исламистов.

Если сделать это удастся и Ташкент сможет как минимум заморозить политическую ситуацию в ее нынешнем состоянии, то никаких особых проблем ждать не стоит. Достаточно вспомнить, как десять лет назад в Туркмении власть переходила от Сапармурата Ниязова к Гурбангулы Бердымухамедову. Тогда эксперты также говорили о существующих рисках ухудшения политической ситуации, но на деле все прошло спокойно. Нельзя исключать, что и в Узбекистане все пойдет таким же путем.

Вместе с тем несколько дней неразберихи вокруг умирающего Каримова могут свидетельствовать о серьезной клановой борьбе за пост главы государства. При этом хорошо известно, что политические споры и интриги в большинстве случаев не укрепляют, а ослабляют власть.

Новый лидер Узбекистана, которым, судя по всему, станет нынешний премьер-министр Шавкат Мирзиеев, будет вынужден уделять должное внимание армии и спецслужбам. Необходимый опыт в этой сфере у него есть. По некоторым данным, в узбекской политике Мирзиеев в последнее время считался едва ли не более авторитетным, чем сам Каримов. Особо он "отличился" в разгроме местной оппозиции, в связи с чем, вероятнее всего, новый лидер будет жестко держать бразды правления страной.

И все же риски, связанные со сменой власти в Узбекистане, остаются.

Сохранение жесткой и дееспособной вертикали требует подчинения всех околовластных кланов единому руководству. Между тем со смертью Каримова кланы, имеющие свои виды на президентский пост, могут попытаться попробовать себя и в самостоятельной игре, благо на кону стоят невиданные власть и полномочия.

Не менее опасны в межклановых разборках попытки привлечения в союзники исламистов. Нельзя исключать, что исламистское подполье попробует использовать эту ситуацию для решения собственных задач.

При худшем стечении обстоятельств и проникновении исламистов во власть в Узбекистане под ударом может оказаться обстановка во всем регионе, а также и интересы России.

Как свидетельствует опыт Сирии или Ирака, приход исламистов сопровождается появлением масс беженцев бегущих от "новой власти". И если сирийские или иракские беженцы продолжают искать счастья на Западе, то толпы мигрантов из вспыхнувшего Узбекистана устремятся в Россию. Оборудованных границ на их пути туда не существует: между странами действует безвизовый режим. В случае такого развития событий нынешнее "засилье мигрантов" в городах РФ будет казаться легким недоразумением.

Другая опасность связана с огромным количеством узбекских рабочих, находящихся на заработках в РФ или других странах. Многие из них прониклись идеями исламизма, причем, вдали от родины. В случае усиления исламизма в Узбекистане эти люди могут превратиться в исламистски настроенных тайных шпионов и диверсантов, только уже на российской территории.

Выбор читателей