Южные дороги РФ загружены

Президент РФ Владимир Путин провел заседание Госсовета по вопросам развития транспортной инфраструктуры регионов Южного федерального округа. Он призвал строить дорожные трассы, а не осваивать деньги

Президент России Владимир Путин в четверг, 15 сентября, провел в Керчи заседание президиума Госсовета по вопросам развития транспортной инфраструктуры регионов Южного федерального округа, основной темой которого стало формирование на Юге страны международного дорожного коридора и транзита, а также реализация крупных инвестиционных проектов по реконструкции и строительству портовых объектов, автомобильной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры. Всего комплекса программы, предусмотренной Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года.

Транспортный переход через Керченский пролив. Фото: Михаил Метцель/ ТАСС

Глава государства сразу отметил, что от решения вопросов развития транспортной системы ЮФО зависит социально-экономическое поступательное движение целой страны. Он отметил, что на сегодняшний день "на Азово-Черноморский бассейн приходится более трети всего идущего через российские порты грузопотока", а Южный округ играет большую роль в обеспечении экспортно-импортных перевозок.

Президент призвал "активно использовать конкурентные преимущества выхода к Черному и Каспийскому морям" и развивать транспортную инфраструктуру как для внутренних, так и для международных перевозок. "При этом мы должны исходить не только из текущих потребностей, но и работать на перспективу, анализировать, как будут выглядеть пассажирские и грузовые потоки через 5 и 10 лет", - сказал Путин.

Особой темой обсуждения на заседании было строительство Керченского моста, который российский лидер определил как "важнейший общенациональный проект". По его мнению, этот объект поможет осуществить "полноценную интеграцию Крыма в общую транспортную систему страны, создаст дополнительные возможности для экономического роста".

Кроме того, Путин заострил внимание на вопросе комплексного развития системы грузоперевозок в ЮФО. Говоря о том, что объем грузопотоков растет, он заметил, что железнодорожная инфраструктура в направлении портов Азово-Черноморского бассейна, между тем, "находится фактически на пределе своих возможностей: автомагистрали перегружены, потенциал внутреннего водного транспорта используется слабо".

Глава РФ считает, что необходимо активнее привлекать частных инвесторов к строительству инфраструктуры, в качестве положительного примера приведя проект по развитию терминальных мощностей на Таманском полуострове.

"Мы, кстати говоря, договаривались, что учтем то, что частный инвестор вкладывает свои собственные ресурсы, речь идет о миллиардах долларов, и не просто будем иметь в виду, что компания вкладывает средства, а будем иметь в виду, что она готова продолжить это инвестирование, причем в объемах больших, чем сделано до сих пор", - отметил президент и добавил, что при реализации любых планов развития транспортной сферы нужно уделить большое внимание вопросам экологии, и защиты окружающей среды.

Также Путин выделил в особую тему улучшение качества пассажирских перевозок, в том числе внутрирегиональных, четкую работу общественного транспорта, с учетом того, что Юг России - это традиционно основное направление туристического потока граждан страны.

По данным министра транспорта РФ Максима Соколова, в 2015 году протяженность автомобильных дорог федерального значения, которые находятся в нормативном состоянии, увеличилась почти на 7%, а по итогам 2016-го ведомство планирует более 55% дорожного полотна привести в нормативное состояние, таким образом, "прирост по этому году будет еще 10%".

При этом в ЮФО в настоящий момент ведутся работы "по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту участков дорог общей протяженностью более 625 км", а в проектах на следующий период еще 560 км. Соколов сообщил, что в 2016-ом из федерального бюджета по госпрограммам предусмотрено выделить более 40 млрд руб на финансирование дорожного хозяйства субъектам округа, а общий объем бюджетных ассигнований дорожных фондов в нынешнем году составляет почти 50 млрд рублей.

Касаясь темы возведения Керченского моста, министр заметил, что сейчас идет самая активная фаза строительства. Работы идут одновременно по всей длине на восьми участках, на суше и в акватории забиваются сваи, формируются опоры как автомобильной, так и железнодорожной частей моста. "Всего будет чуть более 7 тыс свай забито, из них почти 2500 уже погружены до проектных отметок. Готово 116 опор из 595 запланированных, и в работе сейчас находится еще 138 опор", - отметил Соколов и добавил, что на сухопутных участках уже монтируются пролеты моста.

Глава Минтранса напомнил, что рабочее движение по автодорожной части "стройки века" запланировано до декабря 2018 года, по железнодорожной – в 2019-ом. Он уверил, что работа подрядчика сейчас полностью профинансирована и идет "в соответствии с установленным контрактом графиком". Министр рассказал на заседании о начале строительства транспортных путей к мосту со стороны Тамани и о планах реализации дорожных подходов со стороны Крыма, в том числе об автомобильной трассе "Таврида", которую власти полуострова начали проектировать.

Также Соколов согласился с Путиным, что пропускные способности железных дорог в регионе "выбраны практически полностью". А чтобы обеспечить прирост пассажирских и грузовых перевозок в последние годы реализуется ряд проектов, в том числе "строительство вторых главных путей и их электрификация от Волгограда до Краснодара с обходом Краснодарского узла, строительство обхода Украины, развитие станции Новороссийск". По его словам, в 2015-ом закончен крупнейший в регионе проект – сортировочная станция, "так называемый 9-й километр, стоимостью 11 млрд рублей".

Министр напомнил, что объем госфинансирования в развитии железнодорожной инфраструктуры в ЮФО составляет более 220 млрд руб в период до 2019-го, без учета вложений, сделанных еще в предолимпийский период. При этом, говоря о прямом сообщении с Крымом, Соколов отметил, что "в рамках оптимизации бюджета до 2019 года сокращено финансирование обхода Краснодара – порядка 29 млрд руб". "Необходимо реализовать этот проект в полном объеме, иначе нам будет не проехать ни в порты, ни в другие курортные города Азово-Черноморского бассейна", - утверждает глава Минтранса.

Кроме того, он уделил внимание и обновлению воздушных гаваней ЮФО с учетом возросшего туристического потока и предстоящего ЧМ по футболу в 2018 году. По словам Соколова, на территории округа реализуются три госпрограммы субсидирования воздушных перевозок, одна из которых позволила обеспечить прямые перевозки между Симферополем и 58 городами России.
Что же касается портовой инфраструктуры, что здесь реализуются инвестиционные проекты по развитию портов Тамань, Новороссийск, Азов, Геленджик, Темрюк, Керчь, Ялта, Евпатория, Севастополь и Феодосия.

В свою очередь, Путин заметил, что перед регионами стоит задача строить дороги, а не осваивать деньги. "Освоить можно все, что угодно и в каких угодно объемах. Нам нужно понять, сколько стоит километр дороги в этих условиях и из этого считать, сколько должно быть построено", - заявил он на заседании.

Президент напомнил, что правительство в свое время выделило крымским властям дополнительно 5 млрд руб на дорожное строительство в Крыму и Севастополе. "У вас было 13 млрд., стало условно 18 млрд., как мне министр доложил, вы приняли решение направить эти дополнительные деньги на ремонт дороги "Таврида". Но вы так и так должны были это сделать, даже из имеющихся 13 млрд. Потому что на некоторых участках она пришла в абсолютно негодное состояние в связи с нагрузкой. Она просто разрушилась и по-любому ее надо было ремонтировать", - заметил Путин и потребовал у главы республики Сергея Аксенова отчитаться о том, где произошло увеличение объемов работ по сравнению первоначальными планами. "На каких других дорогах, куда фактически вложены эти средства", - поинтересовался глава государства.

Внес свое критическое замечание и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, также заметивший, что срывы по срокам строительства Крымского моста и трассы "Таврида", как и незапланированное увеличение финансирования, недопустимы. 

Премьер-министр назвал транспортный переход через Керченский пролив и автомобильную дорогу "Таврида" крупнейшими строительными объектами России и подчеркнул, что их финансирование происходит в непростой экономической ситуации. "По срокам срывов быть не должно, как и не должно быть несогласованных новых запросов по деньгам. Средства эти очень большие, но самое главное, что мы с трудом, так сказать, изыскиваем возможности, чтобы обеспечить это финансирование в нынешней непростой ситуации, и поэтому нужно все сделать так, как договорились", – сказал Медведев.

По его словам, проектирование "Тавриды" "должно быть завершено к 30 марта 2017 года, а технико-экономическое обоснование и финансовый аудит к 1 декабря". Медведев добавил, что Крымский мост и новые дороги принципиально изменят транспортную ситуацию на полуострове.

Сам же Аксенов рассказал, что после воссоединения полуострова с Россией ежегодно автомобильный парк региона стал увеличиваться на 20%, а в 2015 году - более чем на 50%. "Автомобили в нашей стране стали дешевле, чем были на Украине, крымчане активно стали скупать транспортные средства", - пояснил он.

По мнению главы республики, дорожная сеть Крыма запроектирована и построена в 40-50-е годы прошлого века и не рассчитана на современные нагрузки. Более того, по данным Аксенова, рост числа машин на полуострове приводит к ускоренному износу дорожных трасс. Это при том, что порядка 80% крымских дорог вообще не соответствуют российским нормативам, отметил политик.

Выбор читателей