Ученые отменяют Рождество

Многие астрономы и историки считают, что Вифлеемская звезда звездой не является. Более того, дата рождения Христа (конкретнее год), нужно бы было подправить

В преддверии Рождества вновь и вновь всплывают разговоры о том, что библейская легенда о рождении Иисуса неточна. По Библии, яркая звезда, загоревшаяся в небе на юго-востоке, привела волхвов в Галилею, где ночью 24 декабря (по григорианскому стилю) родился Иисус.

Многие астрономы и историки считают, что Вифлеемская звезда звездой не является. Речь о светиле как таковом идти не может, и более того, дату рождения Христа (конкретнее - год) нужно бы было подправить, причем значительно – следующий год должен бы быть не 2003, а 2010.

Точно установили, что в момент рождения Христа не было вспышек "сверхновых", а также в небе не могли появиться кометы: ближайшее появление заметной невооруженным глазом кометы было зафиксировано только в 5 г. н.э., а само небесное тело занесено в каталог от 1871 г. под номером 52.

Рождение Иисуса Христа - краеугольный камень летоисчисления по григорианскому календарю. Но даже богословы признают, что 25 декабря - более символическая, нежели реальная дата рождения Иисуса. Точная дата расходится с общепринятой на срок от 4 до 20 лет. Проблема уходит корнями аж в VI век. До VI века европейский календарь основывался на счете лет от основания Рима. Потом, в 1288 г. от основания Рима (534 г. н.э.) монах Дионисиус Эксигурс потребовал, чтобы христианский календарь опирался на дату рождения Иисуса. Дионисиус попытался выяснить конкретную дату рождения Христа, но из-за отсутствия достоверных источников установил ее очень приблизительно. Это 754 г. со дня основания Рима.

Вообще-то, решение этой проблемы было найдено еще в начале XVII века. Немецкий ученый Иоганн Кеплер, рассчитал, что наиболее подходящим зрелищным событием в небе была "встреча" Сатурна и Юпитера: из-за разности скоростей движения этих планет и Земли в течение менее чем месяца планеты сливались в одну (и очень яркую) точку трижды!

Кстати, было подсчитано, что это событие (периодичность колеблется от 120 до 139 лет) произошло примерно в 7 г. до н.э. Кроме того, историки выяснили, что Иосиф и Мария за год до рождения Иисуса отправились в Вифлеем, чтобы заплатить важную дань. Было доподлинно установлено, что речь идет о всеобщем налоге, установленном Римской империей на всей территории Малой Азии и Ближнего Востока, о чем свидетельствуют настенные надписи, обнаруженные археологами в Турции. Этот самый налог платился регулярно раз в несколько лет – в том числе в 8 г. до. н.э.

Эту теорию подтвердил в конце 1970-х гг. астроном Дэвид Хагс. Он решил провести собственные исследования даты рождения Иисуса Христа. Основывая поиски на истории о трех волхвах, он искал Вифлеемскую звезду, то есть схожие астрономические условия.

Изучив древние вавилонские и китайские астрономические записи, Хагс тоже натолкнулся на редкое явление. Сочетание планет Юпитер и Сатурн в созвездии Рыб в 7 г. до н.э. Оно подтвердило теорию Хагса. Ее основанием стали следующие рассуждения: волхвов, скорее всего, интересовала "звезда" как знак рождения нового царя, так как Юпитер символизирует короля богов, Сатурн - Палестину, а Рыбы - еврейский народ. В 1979 г. Хагс опубликовал книгу, основанную на этой теории. Он утверждал, что точная дата рождения Христа - 15 сентября 7 г. до н.э.

Другой астроном, доктор Перси Сеймур, позже, независимо от Хагса, проверил его теорию в планетарии в Плимуте (Англия), воссоздав макет неба той ночью, и получил подтверждение теории Хагса.

Это открытие вызвало бурю эмоций и огромную шумиху в британской прессе. 15 сентября 1993 г. в печати появилось огромное число публикаций, провозглашавших этот день Рождеством-2000.

Так что не исключено, что наша эра длится уже несколько больше, чем мы предполагали, и наступающий год может считаться 2010 годом "от рождества Христова". Впрочем, споры на эту тему, видимо, будут вестись до тех пор, пока существует человечество.