Бог отвернулся от Америки...

Америка насмешливо наблюдала, как Россия за неимением средств топит в водах океана станцию "Мир". А оказалась не лучше. И техника барахлит (впрочем, как и наша), и бюрократия от аэронавтики еще та

"Бог отвернулся от Америки" – эта фраза промелькнула на одном из американских телеканалов, комментирующих, как и сотни других каналов по всему миру, случившуюся в небе над Техасом трагедию с шаттлом "Колумбия". "Бог отвернулся от Америки" – фраза, публичным произнесением которой в Америке не злоупотребляют, хотя сегодня так думают многие. Президент Соединенных Штатов, пресса и телевидение, знаменитости и авторитеты теперь будут доказывать гражданам, что дух нации все равно не сломить, а катастрофы последних лет – не более чем трагическое стечение обстоятельств.

Гибель космического челнока скоро и верно превращается в символ политической конъюнктуры. "Колумбия" упала в Техасе, родном штате Дж.Буша: чем не повод усомниться в благосклонности небес к методам правления нынешнего президента США? Взрыв произошел над городком Палестина – более чем мистическое обстоятельство, принимая во внимание, что среди членов экипажа числился первый гражданин Израиля, полетевший в космос. Даже день гибели "Колумбии" почти совпал с днем гибели "Челленджера" в 1986 г., и тогда тоже погибли семеро астронавтов. Весь этот символизм примитивен, но он угнетает рядового американского налогоплательщика, недоумевающего, почему в его стране дела с небоскребами, сибирской язвой, документацией крупных корпораций и космическим челноком не заладились как-то в одночасье. Джордж Буш-младший за пару лет президентства заметно поседел – ему, как первому лицу государства, задаваться подобными вопросами вменено в обязанность. Только, в отличие от богобоязненных сограждан, ответы на них он обязан искать не на небе, а на земле.

Гибель "Колумбии" ударила не только по космонавтике, американской и международной. В другое время сказали бы, что нанесен удар по престижу США. Имея же в виду череду подобных ударов сразу с нескольких направлений – террор, экономика, техногенные катастрофы, – впору говорить об ощутимом кризисе Америки. Падение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке обнаружило неэффективность бюрократии, работающей в политических и правоохранительных структурах страны. Массовые подлоги в офисах крупнейших корпораций, завышавших свои доходы ради привлечения инвесторов и, в конечном счете, ради собственных барышей, показали устарелость финансовых механизмов, обеспечивающих экономический порядок. Увы, но катастрофа в небе над Техасом стала очередным (последним ли?) звеном все той же цепи неэффективных управленческих механизмов, торжествующих, похоже, повсеместно: вновь были люди, заранее предупреждавшие Белый дом и НАСА о возможной трагедии, и вновь их мнение было проигнорировано. Технически сложный космический челнок, конечно, проконтролировать много труднее, чем пассажиров авиалайнера, но ведь и ресурсов тут много больше, и риск заранее отрабатывается. По большому счету, не так важно, что именно случилось на высоте 63 км – разрушилось теплоизолирующее покрытие или отказала система торможения. Последний полет космического челнока "Колумбия" теперь будут рассматривать как одно из проявлений американского кризиса.

Масштабные события трагическим и непостижимым образом рождают довольно простые истины. Гибель нью-йоркских небоскребов обнаружила беспомощность американских спецслужб. В связи с гибелью челнока сразу же вспомнили, что его должны были списать еще в позапрошлом году и построить новый. Не сделали – не хватило средств. Как это знакомо! Вот оно как бывает: Америка насмешливо наблюдала, как Россия за неимением средств топит в водах океана станцию "Мир". А оказалась не лучше. И техника барахлит (впрочем, как и наша), и бюрократия от аэронавтики еще та. Мы оказались похожи даже больше, чем думали еще вчера. И американские миллионы, и наш голый энтузиазм – не панацея от трагических ошибок.

Американцы будут разбираться в трагедии ровно столько, сколько нужно для того, чтобы установить истину. Когда говорят, что правду все равно никто не узнает, это неверно. Истину должны узнать, потому что прогресс не остановить, а прогресс требует освоения космоса, хотя с 12 апреля 1961 года мы эту истину осознаём все меньше и меньше...

Гибели шаттла суждено быть новостью номер один ровно до того момента, когда CNN начнет транслировать в прямом эфире другую трагедию – трагедию войны. В психологическом плане лишь ее успех может и должен вытеснить в сознании американцев горечь неудач последнего времени. Так думает Белый дом. И вот уже не знаешь: пожелать ли Соединенным Штатам удачи хотя бы в этом предприятии? Ведь в противном случае Америка может за удивительно короткий исторический отрезок времени лишиться самого главного, что у нее есть: оптимизма и веры в себя.

Выбор читателей