В России скоро появится свой Land Cruiser

Toyota планирует построить в России завод по сборке внедорожников. А завод Ford во Всеволожске не справляется с наплывом потенциальных покупателей. На предприятии вводится вторая смена

Российский рынок постепенно завоевывают импортные автомобили. За первый квартал 2003 г. в стране было продано 3264 машины производства Toyota. Это на 236% больше, чем за соответствующий период 2002 года. На 83% увеличились продажи Mitsubishi, на 78% - Renault, на 26,1% - Nissan, на 36% - Citroen, на 2,9% - Peugeot. General Motors реализовала своих автомобилей в 2,3 раза больше, чем в первом квартале прошлого года (без учета продукции CП "GM-АвтоВАЗ"). А Ford увеличил показатель в 2,8 раза, но с учетом Focus, сошедших с конвейера во Всеволожске. Западные производители с возрастающим интересом рассматривают возможности производства своей продукции на территории нашей страны.

Как стало известно японской газете Nihon Keizai, Toyota планирует построить в России завод по сборке внедорожников. Возможно, уже через 3-4 года с его конвейера сойдут первые автомобили марки Land Cruiser российской сборки. Правда, окончательного решения о создании нового производства пока не принято. Однако на фоне недавних заявлений представителей японских компаний, утверждавших, что организация подобных проектов в России нерентабельна из-за малых объемов продаж, прогресс очевиден. Тем более примечательно, что планируемые мощности предполагается использовать не только для расширения продаж в России, но и для производства продукции для других европейских стран.

Между тем, пока Toyota раздумывает, на российском рынке набирает обороты деятельность ее потенциальных конкурентов. Напомним, в прошлом году в Тольятти начало функционировать СП "GM-АвтоВАЗ", собирающее автомобиль Chevrolet Niva. Недавно снова заработало СП "Автофрамос", где выпускают Renault Symbol. В середине прошлого года Ford открыл завод во Всеволожске, на котором собирают модель Ford Focus. Кстати, спрос на продукцию завода столь велик, что для его удовлетворения на предприятии вводится вторая смена. Это позволит увеличить количество выпускаемых автомобилей до 20 тыс. единиц с июля 2003 г., а в декабре производственная мощность достигнет 25 тыс. машин в год. И это еще не предел: потенциал завода находится в пределах 100 тыс. автомобилей в год.

За первые три месяца продаж было реализовано порядка 3,6 тыс. Ford Focus. За первый квартал текущего года результаты составили более 2,3 тыс. автомобилей данной марки. Однако количество желающих приобрести эту машину не убывает. Более 9 тыс. потенциальных владельцев ждут своей очереди. "Благодаря вводу второй смены мы сможем сократить время ожидания заказанного автомобиля для наших покупателей", - сказал Хенрик Нензен, президент Ford в России. В 2003 г. Ford планирует продать в России 18 тыс. автомобилей.

А на прошлой неделе крупнейший европейский концерн Volkswagen подтвердил свои планы по строительству автосборочного производства в Подмосковье. На первом этапе планируется собирать малолитражки Polo и Golf. Однако не исключено, что в дальнейшем будет выпускаться и Passat. Новый завод будет создан по тому же принципу, что и завод Ford во Всеволжске, то есть финансироваться строительство будет только немецкой стороной. Сроки его окончания, потенциальная мощность и объем предполагаемых инвестиций пока не называются.

Интерес "варягов" к российском рынку вполне понятен. Медленно, но неуклонно растет благосостояние граждан РФ, а вместе с ним растет и спрос на качественные средства передвижения. И хотя пока наибольшей популярностью пользуются машины средней ценовой категории, потенциал рынка достаточно велик. Вместе с тем, перенос производства непосредственно на место сбыта позволяет существенно снизить цену. Так, например, благодаря организации производства во Всеволжске стоимость Ford Focus снизилась на $2-3 тыс., то есть на 15-20%. Правда, в основном экономия достигается за счет таможенных пошлин. На готовые машины они в 2-2,5 раза выше, чем на их комплектующие.

Выбор читателей