Наши цыплята не сдаются

Есть ли смысл вступать в ВТО, если при этом теряется преимущество на рынке? Конкуренты – ЕС, США и Канада – настаивают на ликвидации господдержки российского агропрома, но наши не отступают

Стремление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) весной захлебнулось в переговорах и, видимо, на некоторое время угасло. Теперь никто не говорит о возможности присоединения нашей страны к главному торговому сообществу мира в текущем году. Максим Медведев, замминистра экономразвития, полагает, что ранее января 2005 г. о присоединении к ВТО не может быть и речи.

Между тем, чем дольше ведутся дискуссии, тем больше встречных требований к России возникает у наших зарубежных партнеров по переговорам, и тем больше аргументов появляется у противников присоединения к ВТО внутри страны. Среди основных проблем - вопросы развития сельского хозяйства. На переговорах по этой части громче всего звучат голоса европейцев, которые протестуют против вала дешевой российской сельхозпродукции, в основном зерна.

Официально ЕС указывает на завышенные планы господдержки. Однако для России, где агропром только начинает выбираться из провала плановой экономики советских времен, отмена субсидий будет для сельхозпроизводителей крайне чувствительным ударом. Выступая перед майскими праздниками в Париже на сессии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), министр финансов Алексей Кудрин указал на то, что при вступлении в ВТО каждое государство имеет свою специфику. Россия потенциально является крупнейшим поставщиком продовольствия на мировой рынок, и нельзя обрезать ей возможность поднять агропром до этого уровня.

Но страны-участницы ВТО, конкурирующие с Россией на рынке продовольствия, не желают легко отдавать свою долю рынка. Не далее как вчера министр сельского хозяйства Алексей Гордеев подверг критике крупнейших сельхозпроизводителей, включая США и Канаду, за "крайне жесткую позицию, особенно в сельскохозяйственном вопросе". Выступая во вторник с докладом на Монреальской конференции, он отметил, что в ходе этих переговоров "не учитывается, что Россия находится в стадии переходного периода, когда уровень поддержки сельского хозяйства минимален и совершенно не сравним с существующим в любой из развитых стран". По словам вице-премьера, используя ВТО как эффективный инструмент глобализации, отцы-основатели организации "препятствуют развитию нашей страны в выгодном для нее направлении".

Алексей Гордеев пояснил, что уже сейчас жесткая конкурентная борьба на рынке продовольствия привела Россию к "непомерно высокой импортной зависимости", в результате которой на наши прилавки хлынул поток не всегда доброкачественных товаров. "Известные события вокруг мяса птицы из США - яркое тому подтверждение". Более того, ряд государств на правительственном уровне дотировали экспорт продовольствия, и оно поступало к нам по демпинговым ценам. "Это - деструктивный, узкокорыстный подход, который в перспективе может только обострить продовольственную проблему", - подчеркнул вице-премьер.

Еще в конце апреля, выступая перед журналистами, министр сельского хозяйства отметил, что "наибольшей проблемой на переговорах является …"желтая корзина" - объем прямой поддержки сельского хозяйства". Поясним: так называются обязательства по связыванию или фиксированию уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению – в размере 20% в течение 6-летнего с момента присоединения переходного периода, – принимаемые в рамках подготовки к вступлению в ВТО. Суть споров заключается в том, из какой базы выводить величину средств, направляемых на поддержку села. От того, по каким годам будет считаться объем поддержки, зависят и ограничения, налагаемые на экономику России.

Изначально предлагалось брать данные за период еще советского времени – 1989-91 годы. Потом базис был скорректирован, и сейчас официальная заявленная позиция России, представленная в секретариат ВТО в марте 2001 г., основывается по уровню внутренней поддержки агропромышленного производства на периоде 1991-1993 гг. и по экспортным субсидиям – на периоде 1990-1992 годов.

Эта позиция предусматривает поэтапное сокращение суммы поддержки агропрома в течение 6-летнего периода до $12,9 миллиардов. В отношении экспортных субсидий российское предложение отражает среднюю величину подлежащего связыванию экспортного субсидирования в размере $726 млн, с поэтапным сокращением в течение 6-летнего периода до $464,7 миллионов. Эти цифры обоснованы предполагаемыми среднегодовыми потребностями в финансировании отрасли, определенными на базе "Основных направлений агропродовольственной политики правительства РФ на 2001-2010 годы".

Очередное заседание рабочей группы по присоединению к ВТО планируется на конец июня - начало июля. Но уже к 19 мая участники обсуждений получат на руки обновленную версию предложений России по спорным вопросам, в том числе и по агропрому. По утверждению лиц, непосредственно участвующих в этом процессе, "ключевыми задачами нынешнего этапа переговоров является выход из тупика и предметное обсуждение параметров будущих обязательств России по сельскому хозяйству". Реализация такого подхода возможна при готовности всех заинтересованных сторон действовать прагматично с целью поиска решений проблем. Российская сторона готова к компромиссам, однако не за счет односторонних уступок по снижению уровня защиты отечественного АПК.

Выбор читателей