Управление неуправляемой страной упорядочат

Административная реформа не могла быть проведена раньше из-за опасности хаоса, считают в МЭРТ. Но могло ли что-либо угрожать управляемости неуправляемой страны? До конца года закончится первый этап реформы – функциональный анализ




Выступая сегодня на пленарном заседании Госдумы, премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что процессу "устранения административных барьеров в экономике необходим новый импульс". Как известно, вопросы административной реформы в настоящее время признаны приоритетными на высшем уровне. А потому правительство ускорило телодвижения в этом направлении. Да и пора бы уже: более десяти лет у нас в стране проводятся реформы, которые привели к существенному изменению профиля экономики. При этом изменения в организации государственного управления не произошло. Поэтому административная реформа действительно назрела.

Довольно долго об этой реформе практически ничего конкретного не говорилось. Возникало впечатление, что ничего толкового, кроме пересмотра зарплаты государственным служащим, правительство и не обсуждало. Во всяком случае, комментарии экспертов оставались скептическими: в ответ на требования президента подчиненные Касьянова отвечали общими фразами, и вообще, дескать, глупо ожидать от чиновников работы себе во вред. Однако последние пару месяцев Минэкономразвития всерьез взялось за разработку концепции реформирования чиновничьего аппарата. Причем не только в том, что касается госслужбы, но и более основательно, в том числе касаясь антикоррупционной проблематики и эффективности работы. Так что упрекнуть исполнительную власть в бездействии нельзя.

Михаил Касьянов вкратце обозначил перед депутатами цели первого этапа административной реформы. По его словам, предполагается отказаться от целого ряда избыточных функций государства, а также перераспределить полномочия между различными уровнями власти. Зашла речь и о времени воплощения задуманного в жизнь. Разумеется, перед народными избранниками премьер-министр не мог не сказать, что проведение изменений в работе аппарата состоится в кратчайшие сроки. Однако эти слова вызывают сомнение. Чтобы повернуть государственную машину в ином направлении, потребуется немало времени, инерция бюрократической массы огромна. Поэтому со стороны главы правительства было бы честнее признать сей факт. Тем более что после временного лага в 10 лет никто не ожидает чудесного преображения госаппарата.

Впрочем, его подчиненные в МЭРТ отдают себе отчет в объеме предстоящей работы и не торопятся. Первый замминистра экономики Михаил Дмитриев на прошлой неделе представил в Московском центре Карнеги концепцию административной реформы – в том виде, в котором она сейчас готовится к представлению на обсуждение в нижней палате. Первый законопроект из этой серии, который экономическое ведомство осенью надеется пропустить через первое чтение, предполагает анализ и упорядочение функций чиновников разных уровней. По заявлению Дмитриева, "функциональный анализ мы должны закончить за 2003 год". На вопрос корреспондента "Yтра" о том, когда административная реформа может быть полностью осуществлена, замминистра МЭРТ ответил, что речь идет даже не о паре-тройке лет, и сейчас назначать временные рамки нет смысла.

Пока речь идет о работе над тремя типами функций: правоустанавливающие (стратегические решения и нормативное регулирование деятельности аппарата), правоприменительные (надзор и индивидуальное регулирование) и "неспецифические" функции (оказание госуслуг, управление госимуществом и т.п). Традиционно в российском госуправлении чиновники работают по тем правилам, которые сами же для себя и пишут. Именно эту порочную структуру и намерено исправить Минэкономразвития.

Такой анализ функций станет первой ступенькой на пути к трехуровневой системе исполнительной власти. На самом верху окажется правительство, ему будут подчинены министерства, чья власть ограничится контролем за агентствами и службами, а также деятельностью по разработке правил для них. Уровнем ниже окажутся, с одной стороны, агентства, выполняющие правоприменительные и "неспецифические" функции, а с другой - различные службы, на долю которых останутся охрана прав и военное дело. Так, с точки зрения Михаила Дмитриева, "министерства избавятся от коллизии функций, заставляющих их лоббировать частные интересы". Кроме того, МЭРТ намерено "ввести возможность влияния гражданского общества на ранних этапах принятия решений", касающихся регулирования жизни страны.

Однако все вышесказанное – скорее, технические детали процесса реформирования. Главное же заключается в принятии "презумпции нецелесообразности государственного регулирования". По его словам, "об этом заговорили меньше года назад". В этом – принципиальное отличие от того, что предлагалось в конце девяностых годов.

Как рассказал нам руководитель фонда "Индем" Георгий Сатаров, в 1997 г. по заказу Бориса Ельцина они разрабатывали концепцию реформы госуправления, и проект даже был представлен в правительство. Но… его там благополучно замяли. "Yтро" попросило Михаила Дмитриева прокомментировать причины, почему административная реформа не пошла шесть лет назад, и почему она, с точки зрения МЭРТ, должна сработать сейчас.

На наш вопрос представитель Минэкономики ответил, что "в то время проводился ряд других реформ, в стране царил хаос, и если бы мы начали менять систему управления, хаос бы только усугубился". То есть – все должно прийти в свой срок, и именно сейчас наступил сезон административной реформы. По мнению М. Дмитриева, страна находится в более благополучной экономической и политической ситуации, а потому ее управленцы могут позволить себе взяться за повышение эффективности работы. Иначе считает Павел Кудынкин из Высшей школы экономики. Он отметил, что "мы упустили шанс начать административную реформу немного раньше… Реформа не могла шесть лет назад угрожать управляемости, так как управляемости не было".

Выбор читателей