Жизнь повернулась пятой точкой...

Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. На сей раз потеряны: любимый папка и собственная память. Найдены – толпы мертвяков. Но уже совсем в другом кино...

Второе имя (Second Name)
Испания, 2002, 93 мин.
Режиссер: Пако Плаца
В ролях: Эрика Приор, Крейг Хилл, Тереза Гимпера




К скромной испанской девушке Даниэлле жизнь повернулась пятой точкой. Никого не трогала, разводила в лаборатории жучков-тараканов – и вдруг такое несчастье. На пустой ночной дороге, сидя в автомобиле, ейный папа взял и пустил себе пулю в рот. Бывает. Надо теперь маме сообщить. Мама в психушке – много лет удачно изображает овощ. Молчит, смотрит внутрь себя, а как услышала про смерть супруга, на секунду вышла из комы, разволновалась, прокричала два раза имя "Джозефина" и вернулась в прежнее состояние.

Вроде бы уже и хватит несчастий, но пару дней спустя кто-то раскопал могилку и украл труп папы-самострела. Полиция сфотографировала место преступления, пробормотала что-то про вандалов, "висяк" и смутные перспективы и отчалила. Даниэлла решила провести собственное расследование и вышла на знакомого отца, мистера Харриса, отсидевшего 20 лет за убийство жены. Мужик по всем признакам мутный, плюс в пол-лица имеет страшный ожог, вызывающий в памяти то ли Фредди Крюгера, то ли героя Томми Ли Джонса в "Бэтмене навсегда". Пока суть да дело, сворованное тело папы нашли. На свалке. Труп был проткнут длинным колом, а руки его связаны колючей проволокой.

Частично завесу мрака над всеми странностями Даниэлле приоткрыл приехавший из Рима священник. Он ей поведал про нехорошую и законспирированную секту авраамистов, которые по канонам своей веры убивают первого ребенка, типа как доказательство любви к богу. И папа покойный был авраамист, и мама была авраамист, и, как небезосновательно подозревает зритель, личный гинеколог Даниэллы тоже замазан в ереси.

"Второе имя" – это то, что называют европейским кино. Неторопливое, а то и откровенно скучноватое. Местами заумное, очень много рефлексирующее. При этом, однако, понемножку затягивающее зрителя. И даже не то чтобы было очень интересно, чем все кончится, а просто что-то мешает выключить телевизор. Хотя надо признать, что давненько не видели мы такой идиотской и недостоверной "теории заговора".


Человек без прошлого (Mies vailla menneisyyttд)
Финляндия, 2002, 94 мин.
Режиссер: Аки Каурисмяки
В ролях: Марку Пелтола, Кати Оутинен

Потеря памяти (aka амнезия) – вещь киношниками крайне любимая. Она обычно отягощается дежа вю и глюками, а вызывается несколькими бутылками водки или ударом по голове. В "Человеке без прошлого" мы имеем последний случай. На чем его сходство с собратьями по сюжету и заканчивается.

Герой Марку Пелтола после черепно-мозговой травмы забыл все напрочь. У него украли документы, одежду, обувь. Не осталось ничего, что могло бы хоть как-то напомнить о прошлом. Выходила его бедная семья, живущая в трейлере, и предложила поселиться тут же в другом свободном вагончике. Там у них целый городок из вагончиков с очень колоритными обитателями.

Марку приводит новое жилье в порядок, засаживает пару грядок, даже устанавливает у себя музыкальный автомат. А поскольку на горизонте не объявляются ни банда наемников, ни ЦРУ, ни пришельцы, которых можно было бы покрошить в мелкий салат, он погружается в пучины быта, как то: поиски работы, пропитания и курева. Между ним и его соседями постепенно прорисовывается одна большая разница – Марку никогда не отчаивается и не сдается, а к жизни относится философически, глядя в будущее с уверенностью и оптимизмом. Его амнезия – не трагедия, не драма, а так... мелкое неудобство, а заодно шанс к перерождению, возможность начать жизнь с чистого листа.

Простая история, базирующаяся не на сюжете, а на настроении. Много юмора, но не того, что вызывает громкий смех, а того – что улыбку. Мягкая режиссерская ирония над финскими согражданами. И очень, очень хорошие актеры. А сам Пелтола – просто воплощение безмолвного стоицизма. Он почти ничего не говорит и крайне мало делает, все вокруг происходит само собой. Его ближайшие "родственники" – Петро из "Калины красной" или даже сам Бастер Китон. В "Человеке без прошлого" вообще есть что-то шукшинское, правда с поправкой на горячий финский характер.

Фильм выдвигался на "Оскара", но не получил. Я еще не видел лауреата, но посмотрел "Героя" и "Человека". Если тот немецкий оскароносец переплюнул эти два, то там должно быть нечто монументально-гениальное. Только вот почему-то терзают смутные сомнения.


Глаз (The Eye)
Таиланд, 2002, 99 мин.
Режиссер: Оксидэ Пэнг Чун
В ролях: Анжелика Ли, Лоуренс Чу, Кэнди Ло

Далекий и такой загадочный Восток рвется в авангард кинематографического процесса. У нас в стране этот рывок восприняли как данность и стали активно закупать китайские, японские, корейские и пр. фильмы как для проката, так и для видео. Однако быстро выяснилось, что азиатское кино – как плодородный слой почвы: достаточной тонкий, а под ним – глина. Напугав сограждан "Звонками" и "Темными водами", прокатчики поняли, что столь же качественного материала для перезарядки нет, и обратили внимание на второй эшелон азиатских ужастиков типа "Глаза".

Китайские Мышьяковичи, чье кредо – нечеловеческие опыты в области офтальмологии, пересадили одной девушке роговицу. Добрые доктора не сказали пациентке, что взяли материал у трупа. Мун стала видеть и хорошо и много. Даже слишком много, в том числе неугомонных покойников, чье единственное занятие – корчить страшные рожи и пугать живых в стиле Кентервильского привидения. Что Мун видит духов, в принципе объяснимо и укладывается в рамки научной картины мира. Но она их еще и слышит! Хотя ее уши доктора не трогали. Сперва она даже не понимает, что видит покойников – она ж зрение потеряла в раннем детстве. Ну, люди и люди... Только морды страшные. Но когда наконец осознает – начинает, как и положено, бояться. Они везде! Гонконг буквально забит жаждущими общения жмуриками. Может быть, иногда они и возвращаются, но чаще просто никуда и не уходят.

Мун поделилась тревогой со знакомым психиатром. Тот как человек молодой, не убитый окончательно "Толкованиями сновидений", девушке поверил и стал помогать. Вместе они откопали информацию о доноре и поехали в Таиланд за деталями. Роговицу для пересадки взяли у тамошней девочки, которая при жизни была довольно странной – будущее предсказывала, с духами общалась. Короче, ее смерть родная деревня встретила с облегчением, и односельчане решили еще и подзаработать на торговле органами. Они ж не предполагали, что реципиенты вместо благодарственных писем будут являться сами, да еще и с претензиями.

Страшилка из серии про "черного-пречерного человека", который страшно кричит: "ОТДАЙ МОЙ ГЛАЗ!!!". Идея пересадки глаза и последствий в виде последующего проникновения в потусторонний мир также не нова и даже уже пахнет.


Кассеты предоставлены компаниями "Союз-видео" и "Екатеринбург Арт".

Выбор читателей