Россию заставляют привыкать к худшему

Вывод первый и главный: следует готовиться к новым терактам. Молитесь, чтобы пронесло, когда идете на спектакли. Трепещите, когда стоите в билетные кассы. Ваша жизнь зависит только от вас – Бог в помощь, но не государство




Взрывы в Тушине не стали национальной трагедией. Они не стали трагедией даже для мегаполиса с названием Москва, который на следующий день, в воскресенье, продолжал увеселительную программу в привычном режиме. Государственные телеканалы уделили событию ровно столько времени и ровно такую порцию эмоций, чтобы никто, не дай Бог, не подумал, что опять грянула Дубровка. Трагедия трагедией, но и о "ЮКОСе" нужно переговорить, и, опять-таки, с "Челси" ситуацию прояснить – купит Абрамович Руни или довольствуется только Клюйвертом.

"Ужасная трагедия", "поразительное по жестокости преступление", "шокирующие известие о трагедии" – в таких словах отреагировали на случившееся зарубежные лидеры. И это – не просто набор обязательных фраз. Для немцев, англичан, японцев и итальянцев разом оборвавшаяся жизнь детей и подростков в солнечный день в мирном городе – из ряда вон выходящее событие. Наши лица – те, что официальные – на эмоции, вполне позволительные в таких случаях, не расщедрились. Всё сугубо по-деловому: "первый взрыв в 14.45", "пояса шахидов", "паспорт на имя жительницы Чечни", "оперативно-розыскные мероприятия". Одним словом, рутина. Президент дал понять, что в курсе событий, выразив соболезнования погибшим и отменив зарубежные визиты. Обращения к нации не случилось, как и в дни "Норд-Оста". Как и тогда, это представляется лишним.

Осенью 2002-го понятие террора воплотилось в телекартинке с Дубровки, где смрад из оркестровой ямы, превращенной в нужник, перемешавшись с ядовитым газом, посланным на погибель чужим и своим, дал столице нашей Родины подлинное представление о том, чем мы рискуем в собственной стране. Сегодня мы знаем точно: государство извлекло уроки из той трагедии, и уроки эти для нас, рядовых граждан, неутешительны.

Вывод первый и главный: следует готовиться к новым терактам. Государство настраивает нас в эти дни на "рабочий" лад: нам открытым текстом говорят, что если шахид хочет себя взорвать, то он себя и взорвет. Так что молитесь, чтобы пронесло, когда идете на спектакли. Трепещите, когда стоите в билетные кассы. Ваша жизнь зависит только от вас – Бог в помощь, но не государство. Максимум, на что оно способно, – это подменить мишени, и тогда гибнуть будут сотрудники милиции из оцепления, а не "простые граждане". Фантастическая по эффективности схема.

А милиционеры 5 июля оказались на высоте. И вообще, всем людям, несшим в минувшую субботу службу, низкий поклон: службы города действовали оперативно и слаженно. Но вот как быть с нашими славными чекистами, с их сексотами, с их закрытыми бюджетами и глобальным сотрудничеством по борьбе с террористами? Почему рядовые милиционеры должны были преграждать дорогу опоясанным взрывчаткой камикадзе? Пути пластида, детонаторов да и вообще оружия в нашей стране неисповедимы – мы уже с этим смирились. Но ведь как-то умудряются наши спецслужбы ежедневно отслеживать маршруты иностранных дипломатов, ворующих российские секреты? Да и своих шпионов находить даже там, где их нет, причем не игнорируя любую мелочь, вплоть до гонорара за публикацию в общедоступных СМИ... Так неужели невозможно отследить перемещение по столице пресловутых "черных вдов", тем более зная, что именно они теперь становятся главным оружием террора?

Из настроя на новые веяния, суть которых – непрекращающиеся теракты в центре России, власть сделала для себя второй вывод: никакой истерики и никаких соплей по поводу случающегося. Цифры все-таки не зашкаливают, как осенью прошлого года, так что – не расслабляться. Ничего не было слышно от "предупрежденных о взрывах" Касьянове, Патрушеве, Устинове. О телеканалах было сказано выше. Говорят, поступила инструкция: не надо нагнетать ситуацию. Даже Интернет, обычно набухающий в такие дни хостами и хитами, не стал, как это было в истории с Дубровкой, облегчать загрузку страниц снятием рекламных баннеров. Потому как обвала посещений не случилось – все остыли, не успев вскипеть. У государства получилось почти всё: избежать паники в Тушине, истерики – в СМИ. В остатке – сплошное равнодушие, поощряемое юмористическими программами в вечернем телевизионном эфире. Дубровка и Тушино – таковы отныне и надолго наши будни...

Выбор читателей