Дефолта все-таки не будет

Встревоженную августовскими воспоминаниями общественность поспешил успокоить вездесущий советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов




Середина августа - для россиян традиционный повод поговорить о кризисах. И опросы общественного мнения проводятся соответствующие. Так, агентство ROMIR monitoring 7-11 августа 2003 г. поинтересовалось у 1,5 тыс. граждан нашей необъятной родины, считают ли они возможным повторение экономических событий, аналогичных тем, что потрясли страну в последний летний месяц 17 числа 1998 года. Большинство (78%) ответили, увы, положительно, что свидетельствует о глубине недоверия к российским политикам и их действиям, в том числе и в экономической сфере. Однако нашлись 17% респондентов, убежденных, что повторение экономического кризиса невозможно. И еще 5% затруднились с ответом.

Растревоженную августовскими воспоминаниями общественность поспешил успокоить вездесущий советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Риска девальвации рубля и дефолта не существует, заявил он журналистам на прошедшей в Москве пресс-конференции. Валютные резервы растут как на дрожжах и на данный момент значительно превышают объем рублевой денежной базы. Дефолт, то есть официальный отказ выплачивать долги, происходит тогда, когда государство просто не в состоянии этого сделать. Сегодня же, напомнил Илларионов, обязательства по внешнему долгу выполняются не только в полном объеме, но даже с опережением графика.

Кроме того, экономический советник подчеркнул, что кризис августа 1998 г. был тщательно проанализирован и позволил сделать определенные выводы на будущее (которые при ближайшем рассмотрении подозрительно смахивают на простейшие и отнюдь не новые экономические истины). Например, о том, что колебания на валютном рынке не следует ограничивать рамками искусственного коридора, установленного государственным органом, пусть даже таким авторитетным, как Центробанк. Рубль должен "плавать" свободно, а определение его курса - дело рынка, а не властей предержащих. В противном случае, необходимость поддерживать неоправданно завышенный курс национальной валюты приводит к увеличению внешних заимствований. Да и вообще, объем денежной базы не должен превышать ликвидные валютные резервы. К тому же сейчас, подчеркнул экономист, основой для разработки социально-экономической политики является уровень цен на экспорт-импорт товаров на мировом рынке, и в первую очередь, разумеется, нефти, от которой напрямую зависит объем валютных резервов. Зависит, к сожалению, настолько, что внезапное катастрофическое падение ее стоимости вполне может стать причиной следующего кризиса.

Кстати, что касается внешних долгов, - после кризиса 1998 г. был сделан также вывод о том, что не следует их наращивать до бесконечности (добавим от себя - мало заботясь, когда и чем страна будет эти долги отдавать). За первые 7 месяцев 1998 г. был установлен рекорд - объем внешнего долга увеличился на $27 миллиардов. Еще одной причиной того памятного кризиса А.Илларионов назвал проводимую тогда правительством политику увеличения налогов, что тормозило рост экономики. А сегодня, отметил он, наоборот, проводится политика снижения фискального бремени. Не преминул советник президента напомнить и о пресловутых ГКО. Кризис показал, что кредитование дефицита бюджета через государственные краткосрочные бумаги является "коротким путем к катастрофе". Правда, сейчас правительство снова обращает пристальное внимание на внутренний рынок, говоря о том, что заимствования на нем следует увеличивать. На сегодняшний день их объем, действительно, невелик и есть резервы для роста. Но сможет ли новая власть, в отличие от старой, вовремя остановиться?

И, наконец, основной причиной дефолта Илларионов назвал гипертрофию нерыночного сектора экономики, в частности, наращивание государственных расходов и обязательств, а также размеры монопольного сектора. Он отметил, что бюджетная политика до сих пор не прошла испытания снижением цен на "черное золото", и напомнил, что в год кризиса также происходило снижение нефтяных цен на мировых рынках. При этом основные нефтедобывающие страны снизили государственные расходы, и лишь Россия одна из немногих не только их не снижала, но даже повышала. И тут уж нельзя прокомментировать лучше, чем сам А.Илларионов, отметивший в качестве еще одного вывода тот факт, что на внутреннюю ситуацию внешние кризисы могут влиять только при слабой неэффективной экономической политике.

Выбор читателей