МАКС-2003 подарил надежду

Авиасалон в Жуковском вызвал весьма противоречивые оценки наблюдателей – от восторженных до скептических. Однако его никак нельзя назвать безрезультатным




Авиасалон в Жуковском, ставший самым заметным событием прошедшей недели, вызвал весьма противоречивые оценки наблюдателей – от восторженных до скептических. Однако его никак нельзя назвать безрезультатным.

По словам организаторов, за время работы салона его посетили порядка 700 тыс. человек. Как подсчитали журналисты газеты "КоммерсантЪ", МАКС заработал примерно $20 миллионов. Только за билеты удалось выручить около $3,3 млн, еще $11,3 млн принесла аренда экспозиционных площадей, площадок для самолетов и торговых точек, приблизительно $2 млн дала реклама и спонсорские отчисления и $1,5 млн - плата за парковку автомобилей. Кроме того, с экспонентов взимались регистрационные взносы в размере $500. При этом расходы организаторов на соответствующее обустройство территории, рекламу, приглашение пилотажных групп и т.д. составили в общей сложности порядка $7 миллионов. Если учесть, что впервые салон в Жуковском вышел на уровень доходности только в 2001 г., заработав $1,5 млн, можно смело сказать, что МАКС-2003 получил рекордную прибыль, отмечает газета.

По масштабности и красочности авиашоу этот салон превзошел известнейшего собрата в Ле Бурже. К сожалению, без организационных накладок не обошлось, причем неудобства испытали не только рядовые посетители, вынужденные часами добираться до Жуковского на перекладных, но и участники салона и заинтересованные в деловых контактах с ними бизнесмены. Впрочем, как пообещал на итоговой пресс-конференции заместитель председателя российского Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) Владимир Полищук, для развития МАКСа планируется разработать специальную федеральную целевую программу, предусматривающую, в том числе, развитие инфраструктуры Жуковского и Летно-испытательного института им. Громова, на территории которого проходит МАКС. Таким образом, прошедший салон наглядно продемонстрировал, что выставочный бизнес в России хотя и очень медленно, но все же приближается к западным стандартам, и нашей стране вполне по силам проводить столь масштабные и одновременно прибыльные мероприятия.

С другой стороны, МАКС-2003, несомненно, стал достаточно значимым явлением для российского авиапрома. Присутствие на открытии салона президента Владимира Путина и воскресный визит спикера Госдумы Геннадия Селезнева, возможно, свидетельствуют о том, что декларируемое российскими властями намерение возродить былую славу отечественной авиационной промышленности – отнюдь не пустой звук. Об этом же говорит тот факт, что, согласно одной из версий, высказанной газете "КоммерсантЪ" неназванным источником в директорате МАКС-2003, нынешняя активность участников связана с тем, что государство за последние три года вернуло аэрокосмическим предприятиям ВПК около $1,5 млрд долгов по госзаказу.

Однако речь идет не только о военной авиации. Другой версией роста интереса авиастроителей к салону являются перемены в деятельности самих предприятий. Так, участие в МАКС-2003 АВПК "Сухого", по словам его представителя, продиктовано, в частности, новыми направлениями в работе – разработкой гражданского самолета семейства RRJ (Russian Regional Jet) и беспилотных летательных аппаратов. "В отрасли явно намечается оживление, и об этом свидетельствует интерес, который вызывает авиатехника, причем именно отечественная, со стороны авиакомпаний. Этому во многом способствуют идущие в отрасли процессы интеграции - при этом идущие не по указанию правительства, а снизу", - сказал "Независимой газете" заместитель председателя Международного союза авиапромышленности Константин Крохин. Так что МАКС-2003 дает вполне реальную возможность надеяться на возрождение российского авиапрома.

Выбор читателей