России дали дополнительное время

Мы являемся свидетелями угасания всемирных начинаний, основанных на международном консенсусе (будь то ООН или ВТО): их роль постепенно уменьшается, а эффективность падает




Всемирная торговая организация (ВТО) в очередной раз оказалась не на высоте. В мексиканском курортном городке Канкун состоялась министерская конференция ВТО, на которой предполагалось в значительной степени согласовать проект нового всеобъемлющего соглашения по торговле. По такому случаю собрались 4700 делегатов из 146 государств. Однако итог пяти дней работы форума большинство участников и обозревателей оценивают как провал. И тем досаднее, что провал этот уже далеко не первый: развитие ВТО буксует с 1999 г., когда аналогичным образом закончилась конференция в Сиэтле.

На этот раз споткнулись (как уже бывало неоднократно) о сельское хозяйство. Дело в том, что промышленно развитые страны (США, ЕС, Япония) подпитывают своих сельхозпроизводителей огромными субсидиями и при этом защищают их от зарубежных конкурентов высокими пошлинами, благодаря чему аграрии наводняют рынки (свои и зарубежные) обилием дешевой продукции. Менее развитым странам, разумеется, давно не по душе подобная ситуация: не все же могут позволить себе, как США, отстегивать фермерам по $180 млрд в год! А ведь для иных стран, что победнее, сельское хозяйство – не роскошь, а основа экономики. И вот эти самые страны развернули массированное наступление на переговорном фронте, так что практически все остальные вопросы были увязаны с сельским хозяйством и увязли в нем. Отменить субсидии – таков был исходный посыл переговоров. Весьма примечательно, что атака велась единым фронтом: незадолго до конференции "менее развитые" создали свою организацию, своего рода альтернативу G8 ("большой восьмерки") под названием G21, которую возглавили Бразилия, Китай и Индия.

"Развитые" предложили было компромиссный вариант: они будут постепенно снижать свои субсидии, а бедные не будут блокировать другие вопросы. Но бедные стояли на своем, по принципу О.Бендера: "Я бы взял частями, но мне нужно сразу". Кроме того, остался нерешенным принципиальный для них вопрос о доступе к патентам на качественные лекарства. И, поскольку "развитые" тоже проявили жесткость, коса, как всегда, нашла на камень, и страны G21 благополучно заблокировали тему регулирования инвестиций, которую пытались навязать им страны-инвесторы...

Некоторые эксперты признали определенным успехом тот факт, что, устав от бесплодных баталий, представители "противоборствующих группировок", по крайней мере, выложили свои карты на стол: были названы пределы, далее которых торг, как говорится, неуместен. Однако если это и способствовало установлению какого-то взаимопонимания на переговорах, то к положительному результату все равно не привело.

Впрочем, кое-кому провал в Канкуне вовсе не показался трагедией. Во-первых, конечно же, антиглобалистам, которые тут же принялись размахивать плакатами "Мы победили!" Кроме того, нулевой итог переговоров оказался выгодным странам-кандидатам в ВТО, в числе которых и Россия. Дело в том, что, вопреки планам, намеченным 2 года назад на конференции в Дохе, страны ВТО оказались гораздо дальше от заключения нового глобального соглашения, подписать которое планировалось в 2004 году. Это значит, что от кандидатов в обозримом будущем не потребуется выполнения каких-либо новых условий для вступления. А ведь еще недавно сторонники ускоренного вступления пугали тем, что если Россия не успеет завершить переговоры до осени, то придется все пересогласовывать, поскольку ВТО станет совершенно иной организацией. Теперь это нам, очевидно, не грозит: сроки сдвинулись как минимум на полгода.

"У нас образуется поле для маневра. Мы думали, что переговоры (глобальные) завершатся до 2005 г., а сейчас все мнения сводятся к тому, что этот раунд переговоров будет продлен. Поэтому у нас появляется дополнительное время для присоединения", – подытожил глава российской делегации на переговорах Максим Медведков.

Итак, российская сторона получила время, в течение которого можно будет упрямо отстаивать свои цены на энергоносители, субсидии сельскому хозяйству и тому подобные принципиальные моменты. К тому же, попутно вновь возникает навязчивый вопрос: а стоит ли вообще туда вступать? Поди знай, чем закончатся их баталии. А то – вступишь в одну организацию, а окажешься совсем в другой... Конечно, вселяет оптимизм та уверенность, с которой руководитель рабочей группы по вступлению России в ВТО, гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов заверяет нас, что, вступив, Россия приобщится к мощным механизмам защиты своих торговых интересов. Однако насколько эффективны эти механизмы – вопрос спорный. Затяжные "торговые войны" ЕС с США, которые далеко не всегда ведутся по правилам ВТО, характеризуют эти самые механизмы не с лучшей стороны. Не слишком оправдали они себя и во время одностороннего введения Штатами "стальных" пошлин.

Однако вопрос невысокой эффективности ВТО заставляет задуматься и о другой, более глубокой мировой тенденции. Мы являемся свидетелями угасания всемирных начинаний, основанных на международном консенсусе (будь то ООН или ВТО): их роль постепенно уменьшается, а эффективность падает. Мировое правительство (если таковое когда-нибудь и возникнет) будет создано, очевидно, на авторитарных началах: ведь и нынешняя глобализация идет в рамках однополярного мира. Правда, в регулировании мировой торговли авторитарные методы, как правило, не проходят. Поэтому основная роль здесь будет принадлежать региональным объединениям (ЕС, НАФТА, АСЕАН) или группам "по интересам" и "по уровню развития", но никак не всеобщему форуму, построенному на идее консенсуса. Слишком уж велика разница в развитии участников мировой торговли, причем разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, вопреки стараниям благотворителей, не уменьшается, а, напротив, растет. При этом радует тот факт, что "менее развитые" стали более дружно отстаивать свои интересы. Как знать, может быть G21, созданная "под Канкун", станет со временем авторитетным клубом для слабых игроков и с ним придется считаться "большой восьмерке"?

Как бы то ни было, в нынешних условиях ВТО все более напоминает парламент социально неуравновешенной страны, где происходят яростные столкновения фракций, представляющих совершенно различные классы, слои и интересы. Вся разница в том, что в парламенте решения принимаются большинством голосов, и недовольные (которые всегда есть) вынуждены подчиняться, а на международном форуме, каким является конференция ВТО, необходимо достигать единогласия – этого требует суверенное равенство его участников. Именно это требование порождает все новые и новые провалы на переговорах. И чем дальше, тем их будет больше, поскольку уж слишком чувствительные вопросы ставятся на повестку дня. Регулирование мировой торговли заходит настолько далеко, что требует подчас структурных реформ в национальных экономических системах, причем не только в развивающихся, но и во вполне устоявшихся.

Выбор читателей