Как прокатили "либеральную империю"

Маленькая Приднестровская республика, никем не признанная и всецело зависящая от политической поддержки России, прокатила своих могущественных российских кредиторов. Поскольку кредиторы эти сильно перегнули палку




Россия приноровилась собирать камни за теми, кто их разбрасывает по округе. Наши концерны и естественные монополии скупают, оптом и в розницу, СНГшную энергетику, "нефтянку" и кое-какую промышленность. Глава РАО "ЕЭС России" даже подвел под этот процесс теоретическую базу – концепцию создания "либеральной империи", которую сам же и взялся воплощать. Украина, республики Закавказья и Центральной Азии – никто не обделен вниманием "Газпрома" и РАО "ЕЭС". К тому же многие перед ними в долгу за газ и свет, а значит, процесс покупки облегчается.

Пришла очередь и Молдавии. В общем-то, речь идет о "не совсем Молдавии": в приватизацию ударилась Приднестровская молдавская республика (ПМР), фактически независимая часть Молдавии, хотя и непризнанная как государство. Но российские "собирателей империи" это не смущает – они уже тут как тут.

В 2003 г. Приднестровье буквально пошло с молотка: только с января по ноябрь инвесторам было продано 10 предприятий, среди которых – знаменитый винзавод "Букет Молдавии", завод "Молдавкабель", "Телеком", маслоэкстракционный завод и обувное предприятие "Данастр", Григориопольская птицефабрика, а также государственный пакет акций Молдавского металлургического завода. В министерстве экономики ПМР подчеркивают, что большинство предприятий было продано по "индивидуальным проектам", которые предусматривают долгосрочное инвестирование покупателей в приобретенное производство. Всего от приватизационной кампании предполагается выручить порядка 250 млн руб., что в масштабах ПМР огромные деньги. Зачем Тирасполю понадобилось продавать столько добра? Оказывается, все дело в заботе о трудящихся. Бюджету ПМР-2004 придется выдержать законодательно обещанное повышение зарплаты бюджетникам более чем на треть, а некоторым категориям (педагогам и медикам) – в 2,5 раза. По признанию властей, еще в декабре приднестровское государство не располагало необходимой для такого мероприятия суммой, даже с учетом всего проданного. А поэтому в списке продаваемого имущества появился еще один объект, пожалуй, самый важный – Молдавская ГРЭС. И продавали ее внезапно и быстро. Министр экономики непризнанной республики Елена Черненко поясняла, что приватизация Молдавской ГРЭС даст Тирасполю "те деньги, которые нам позволят в течение 7-8 месяцев иметь резерв на поддержание основных параметров бюджета". Короче, приднестровцы решили попросту "проесть" ГРЭС.

А объект это, надо сказать, неординарный. Молдавская ГРЭС, построенная в 1964 г., состоит из 12 энергоблоков общей мощностью 2520 МВт. Потенциально она до сих пор остается крупнейшим источником электроэнергии в регионе, однако к настоящему времени оборудование электростанции износилось, денег на его обновление нет, и поэтому работает лишь 3 энергоблока, производя не более 300 МВт, которые идут на обеспечение электричеством самой ПМР. Некоторая часть поставляется в Молдавию и Румынию, по контракту с испанской компании Union Fenosa, владеющей электрораспределительными предприятиями на правом берегу. Но все это, конечно, слезы по сравнению с тем, на что способна ГРЭС. Ведь были времена, когда она обеспечивала электричеством всю Молдавию и окрестности да еще и экспортировала его на Балканы.

Молдавская ГРЭС расположена на Днестре, который, собственно, и разделяет суверенную Молдову и не менее суверенную ПМР. Кому принадлежит этот объект и как его делить – непонятно. И тут вдруг оказалось, что все очень просто: поскольку основные сооружения ГРЭС расположены на левом берегу (то есть на территории, подконтрольной Тирасполю), то маленькая пассионарная республика просто "бортанула" Кишинев и продала ГРЭС как свое имущество. Еще недавно такой поворот событий был бы невозможен. Помнится, в 2000 г. на базе МГРЭС пытались создать некое СП по экспорту электроэнергии на Балканы, но тогда Тирасполь предложил Кишиневу всего 3% акций, из-за чего вся сделка была заблокирована. Теперь же политические расклады изменились настолько, что Кишинев вообще не спросили.

Стартовую цену ГРЭС определили в $26,5 миллионов. Ранее представители Приднестровья что-то говорили о $100 млн, затем надеялись на $36,5 миллионов. Но потом решили: не это главное (на повышение зарплат бюджетникам хватит), лучше выторговать долгосрочные инвестиции в модернизацию объекта. Индивидуальным проектом приватизации МГРЭС было предусмотрено вложение $100 млн в реконструкцию станции в течение последующих пяти лет. На том и порешили – и устроили тендер. Но то ли времени на раздумье у инвесторов было маловато, то ли стремно показалось покупать ГРЭС у непризнанного государства – желающих поучаствовать в тендере нашлось немного. Точнее, всего два: РАО "ЕЭС" (вместе с "Газпромом") и какая-то неназванная до поры бельгийская компания. Да и те что-то долго тянули с официальным объявлением своего участия в тендере, так что Тирасполю даже пришлось продлить срок подачи заявок. Он окончательно истек вечером 25 декабря.

Кому должна была достаться Молдавская ГРЭС в результате ее приватизации, сомнений не вызывало. Тому, кому ПМР обязана своим относительно независимым положением, то есть России. РАО "ЕЭС России" уже давно строило планы на перспективный объект. Ведь от него можно протянуть энергетические "щупальца" по всей Южной Европе. Какой соблазн для автора концепции "либеральной империи"! К тому же в тандеме с РАО "ЕЭС" выступает "Газпром", который один только и может обеспечить бесперебойную поставку газа на Молдавскую ГРЭС. Он и сейчас этим занимается: задолженность Приднестровья перед "Газпромом" составляет $490 млн – более чем весомый аргумент для любого тендера.

Итоги конкурса – который и конкурсом-то многие не считали – были объявлены в минувшую субботу. И вот тут произошло нечто совершенно непредвиденное: победителем инвестиционного конкурса на приобретение 100% акций МГРЭС стало... бельгийско-российское ОАО Saint Gidon Invest. Министр экономики ПМР Елена Черненко объяснила такой исход борьбы тем, что предложения бельгийско-российской компании оказались "оптимальными для Приднестровья". Что же было предложено? $29 млн вместо изначальных $26,5 млн – это, конечно, серьезно. Но кроме того, Saint Gidon Invest обещала инвестировать в предприятие более $160 млн, что на 60% больше суммы, предусмотренной в "индивидуальном проекте". Что же касается РАО "ЕЭС" и "Газпрома", то они, хотя и подали совместную заявку на участие в конкурсе, но предложили неприемлемые, по словам Е.Черненко, условия: купить ГРЭС в счет долгов за газ.

В чем же дело? Почему маленькая республика, никем не признанная и всецело зависящая от политической поддержки России, "прокатила" своих могущественных российских кредиторов? Да потому, что кредиторы эти сильно перегнули палку. Требовать у Тирасполя крупнейший энергетический объект "за так" (т.е. за списание части долга) было, по меньшей мере, негуманно и опрометчиво. Что стоило могущественным российским концернам забыть на время про долги и предложить приднестровцам те же 30 или даже 50 млн "зеленых" и пообещать побольше вложить в эту ГРЭС (которая стала бы уже их собственностью)? Российский ТЭК явно не разорился бы от этого. Нужно было просто, что называется, войти в положение и дать Тирасполю немного "живых" денег для наполнения бюджета, и Молдавская ГРЭС стала бы российской. Но увы! Российские энергетики, похоже, успели превратиться в настоящих "империалистов" (пусть и либеральных) и оказались совершенно не способны понимать тех, кого они считают "периферией" своей империи. Они так увлеклись "собиранием разбросанных камней", что, возможно, переоценили свои силы и влияние. Ведь в планы Чубайса (помимо МГРЭС) входит приобретение энергетической собственности на Украине, в Словакии, Болгарии, Молдавии, Абхазии и Таджикистане (что, кстати, уже тревожит миноритарных акционеров РАО "ЕЭС"). Но вот имперская стратегия российских энергетиков дала осечку там, где, казалось бы, ее успех был очевиден. Впрочем, первая осечка Чубайса произошла немного раньше: на выборах 7 декабря.


Выбор читателей