Нас ждут дорогая нефть и дешевый доллар

В 2004 г. население продолжит убегать от доллара, Центробанк – маневрировать, а нефть – наполнять бюджет. Кремль наверняка продолжит участвовать в экономических процессах, ограничивая сверхдоходы сырьевых корпораций




Развитие российской экономики в наступившем году будет осуществляться под воздействием трех базовых факторов: высокие мировые цены на нефть, слабеющий доллар и стабильные процентные ставки. Они являются необходимым и достаточным условием продолжения монетизации экономики и сохранения притока капитала.

На этом фоне хорошие перспективы в 2004 г., как и ранее, будут иметь топливная отрасль и металлургия. Не исключено, что темпы роста в этих отраслях окажутся несколько меньшими по сравнению с 2003 г., однако это вряд ли скажется на ситуации с инвестициями в ТЭК, проблем с которыми в наступившем году быть не должно. Высокая инвестиционная активность в сырьевой сфере будет и далее формировать повышенный спрос на продукцию машиностроения. Не последнюю роль сыграет и укрепление евро. В связи с этим в 2004 г. рост в данной отрасли может составить 8-9%.

Менее радужны перспективы электроэнергетики, продолжающей оставаться в фазе реформирования. По разным оценкам, рост в отрасли может замедлиться по сравнению с минувшим годом, составив при этом 1-2%. Продолжится ухудшение ситуации в легкой и пищевой промышленности. Рост доходов населения и укрепление рубля способствуют ослаблению конкурентных позиций отечественных потребительских товаров по сравнению с импортными.

Не вызывает никаких опасений в наступившем году бюджетная политика государства. Важное значение имеет заложенный в главный финансовый документ принцип стабильности бюджетных доходов в случае ухудшения сырьевой конъюнктуры. Рассчитаны они исходя из базового прогноза стоимости российской нефти – $22 за баррель. Среднегодовой курс американской валюты, заложенный в бюджет, составляет 31,3 руб./$, что очевидно является завышенным значением.

Налоговая реформа не окажет особого влияния на рост бюджетных доходов – увеличение налогов на нефтегазовый сектор в значительной степени будет компенсировано падением доходов из-за снижения ставки НДС с 20 до 18%.

Особое внимание следует уделить стабилизационному фонду, формирование которого начнется с этого года. Фонд будет сформирован за счет финансового резерва прошлого года и профицита бюджета за нынешний год. В 2004 г. он предусматривается в размере 83,4 млрд руб., или 0,5% ВВП. Учитывая тот факт, что реальные цены на нефть могут оказаться выше прогнозируемых, размер профицита может оказаться куда более значительным.

Государственные расходы по сравнению с 2003 г. уменьшатся на 0,8% ВВП, что во многом связано со снижением затрат на обслуживание госдолга.

Что касается госинвестиций, то, несмотря на неоднократные заявления властей о промышленной политике, государство не демонстрирует особого желания финансировать промышленность. На 2004 г. запланировано сокращение удельного веса капитальных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета с 8,2 % (2003 г.) до 7,4 %.

Основным приоритетом кредитно-денежной политики в 2004 г. станет борьба с инфляцией. По крайней мере, это четко следует из "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год", в которых заявлено об "ограничении прироста потребительских цен в пределах 8-10%". В 2005 г. Центробанк предполагает снижение инфляции до 6,5-8,5%, в 2006-м – до 5,5-7,5%.

Характерно, что ЦБ намерен и далее придерживаться политики управляемого плавающего валютного курса, замечая при этом, что "переход к политике тагетирования инфляции, применяемой многими центральными банками, требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса"; тем самым ЦБ дает понять, что осознает противоречивость заявляемых целей. Отметим, что до последнего времени ему удавалось управляться с той и с другой.

В наступившем году ЦБ ориентируется на укрепление реального эффективного курса рубля на 3-5% с предельным значением в 7%. Это означает, что до достижения "критической цифры" основным приоритетом Центробанка будет оставаться сдерживание инфляции. В случае укрепления рубля выше 7% Банку России придется переключить внимание с инфляции на поддержание курса доллара. А учитывая необычайно высокие темпы роста курса рубля в первые дни 2004 г., Центробанку, возможно, придется столкнуться с этой проблемой гораздо раньше, чем предполагалось в конце прошлого года. В 2004 г., вероятнее всего, продолжится массовое бегство населения от доллара, долгие годы являвшегося главным активом сбережения.

Напомним, что с этого года повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка НДПИ на добычу газа установлена на уровне 107 руб. за тысячу кубометров; налог на добычу нефти увеличен с 347 до 357 руб. за тонну. По всей видимости, этим дело не ограничится. МЭРТ еще осенью подготовило предложения по введению дифференцированного НДПИ в зависимости от качества и производительности месторождений. Тогда эта идея была одобрена президентом, хотя Михаил Касьянов и высказался против. Предположительно, закон о дифференцированном НДПИ будет принят Думой во время весенней сессии и вступит в действие с 2005 года. В этом случае предельный объем изъятий из нефтяного сектора может составить порядка $3 миллиарда.

Приведенные прогнозы имеют высокую вероятность осуществления. Тем не менее, нельзя не учитывать влияния на экономические прогнозы политического фактора. В 2004 г. особое значение будет иметь отношение власти к крупному бизнесу. Сегодня практически не остается сомнений, что Кремль попытается экономическими или (что значительно хуже) силовыми методами ограничить сверхдоходы сырьевых корпораций и их влияние на политику. Данные намерения можно только приветствовать, проблема же будет состоять исключительно в выборе методов. Нет никаких гарантий, что силовики не попытаются свести данную реформу к схеме, по которой строилось "дело "ЮКОСа". В этом случае России гарантировано повышение инвестиционных рисков, со всеми вытекающими последствиями.

Важнейшим политическим аспектом, от которого будет зависеть судьба российской экономики, станет формирование нового кабинета министров, которое состоится после мартовских выборов президента. По тому, кто станет во главе правительства – экономист-либерал или силовик, можно будет судить о направлении вектора экономической политики в стране.


Выбор читателей