Перед смертью автогражданка накормит гаишников и страховщиков

Снижение тарифов на автогражданку в два раза может привести к плачевным результатам: все крупные страховые компании откажутся от работы в этой области и на рынке останутся лишь фирмы-однодневки




Со вчерашнего дня в Москве водителей начали штрафовать за отсутствие полиса автогражданского страхования. То же самое - в Приморье и некоторых других регионах страны.

Однако пока, согласно неофициальному распоряжению, гаишникам велено поумерить свой пыл и не брать крупных сумм за эту провинность. Что ж, нашему голодному милиционеру и помалу хватит: он не мытьем, так катаньем возьмет. Понемногу, да у многих. Бесполисного народу на всех хватит: лишь 50% российских автомобилистов удосужились к середине января застраховать свою автогражданскую ответственность.

Между тем вокруг самой автогражданки происходят весьма занятные вещи. Накануне появились сообщения о том, что перед президентскими выборами тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) будут снижены аж в два раза. Соответствующие поручения о разработке предложений по изменению тарифов получили Российский союз автостраховщиков и Минфин РФ.

Однако тем, кто уже купил полис ОСАГО, деньги не вернут. Сниженные тарифы начнут действовать только с 1 июля. Как именно будут менять стоимость автогражданки, пишет "Газета", – пока непонятно. Страховщики не исключают, что будет понижен базовый тариф (сейчас он составляет 1980 руб. для физических лиц и 2375 руб. для юридических) и уже на его основе пересчитана вся сетка тарифов.

Ожидаемое снижение тарифов на автогражданку в два раза, по мнению "Газеты", может серьезно изменить расклад на страховом рынке. Причем не в пользу автолюбителей. Страховщики утверждают, что продажа полисов автогражданской ответственности станет убыточной, и пугают тем, что на этом рынке могут остаться лишь компании-однодневки, которые будут просто собирать с водителей деньги и тут же исчезать.

Во всем мире ОСАГО относится к категории убыточного бизнеса, которым страховщики занимаются лишь для привлечения клиентов к добровольным видам страхования. В России пока все наоборот. Изначально рынок автогражданки оценивался в $1 млрд в год. Российские страховщики, по некоторым оценкам, вложили в запуск ОСАГО $5 млн и предполагали зарабатывать на продаже полисов автогражданки до $10-50 млн ежегодно. Снижение тарифов ставит все это под большое сомнение.

Сейчас убыточность автогражданки (то есть отношение убытков к заработанной премии), по имеющимся у "Газеты" оценкам экспертов, составляет 60-70%. А если тарифы уменьшить в два или даже в полтора раза, то, по мнению страховщиков, убыточность от продажи полисов превысит 100%. То есть на каждый полученный рубль от водителей при покупке полиса ОСАГО будет приходиться по крайней мере один рубль, выплаченный самими страховщиками.

Все опрошенные "Газетой" представители страховых компаний утверждают, что в случае снижения тарифов в два раза они откажутся от ОСАГО. О возможности отказаться от автогражданки заявили и в "Росгосстрахе" - компании, которая застраховала половину всех водителей, к настоящему моменту купивших полисы ОСАГО.

Выигрыш автолюбителей от снижения стоимости автогражданки, по мнению страховщиков, тоже будет весьма сомнителен. С одной стороны, их затраты на покупку полиса ОСАГО автоматически сократятся в два раза. Однако смена игроков на рынке автострахования может сильно ударить по интересам водителей.

В Минфине комментариев по этому поводу получить не удалось. А сами автомобилисты считают, что менять нужно не только тарифы, но и всю систему ОСАГО.

Выбор читателей