Масленица – время, когда возможно все

Празднование Пуста – древняя языческая традиция, сохранившаяся в Европе до наших дней. Когда-то главный ее смысл заключался в том, чтобы выразить уважение предкам, попросить богов о богатом урожае




Пуст (так называют в Словении Масленицу) наряду с Рождеством, – один из самых любимых праздников. Празднование Пуста – древняя языческая традиция, сохранившаяся в просвещенной Европе до наших дней. Когда-то давно главный ее смысл заключался в том, чтобы выразить уважение предкам, попросить богов о богатом урожае. Чтобы прогнать зиму, наряжались в страшные маски. Традиционные и современные маски отражают отношение словенцев к миру, ко всему живому, природе, к волшебному и необычному, к страху и веселью, праздникам и забавам. В разных регионах празднуют Масленицу по-своему.

Птуйские куренты

Птуй – старейшина словенских городов, кладовая тысячелетних традиций. Здесь каждый год устраивают самый большой масленичный карнавал, главными героями которого являются куренты - загадочные существа, демоны, символизирующие плодородие, сумасшедшими прыжками, плясками и шумом изгоняющие зиму и отпугивающие духов смерти. И хотя сейчас они потеряли магическую силу, тем не менее, курент – необычная маска, в нем есть еще нечто таинственное, загадочное и немного страшное.

Облик их таков: одежда из кроличьих шкурок и овчины, кожаная маска с зубами из белой фасоли, длиннющий кроваво-красный кожаный язык, свисающий на грудь, усы, сделанные из тонких веток, огромные носы или клювы, рога. На головах фантастические уборы из перьев, разноцветной жатой бумаги и цветов. На поясах из цепей висят коровьи ботала и устрашающего вида дубинки, обитые колючими ежовыми шкурами. На ногах – ярко-красные или зеленые шерстяные носки и высокие башмаки. Вес всего костюма достигает 55 килограммов.

Курент со своей процессией ходит от дома к дому, звеня колокольчиками и громко топоча деревянными башмаками, чтобы отпугнуть злых духов. По обычаю молодые девушки дарят куренту носовые платки. Чем больше у него платочков на цепи у пояса, тем больше поводов потом похвастаться перед другими. Если он стучится в дом, то хозяева обязательно разбивают у его ног небольшой глиняный горшок как пожелание счастья и здоровья, угощают и одаривают подарками. Куренту предлагают только самое лучшее и вкусное, ведь нелегко носить на себе такой тяжелый костюм.

Процессия лауфарьев в Церкно

Другая область, не менее известная своим традиционным масленичным действием, – Церкно в центральной части Словении. Знаменитая процессия лауфарьев, в которой разрешено участвовать только мужчинам, состоит из 24 персонажей. У каждого своя особенная маска – ларфа, – вырезанная из мягкого липового дерева. Они олицетворяют собой души предков, изображают типичных представителей распространенных профессий, с их недостатками и особенностями, и местных "знаменитостей".

Сразу после Нового года на улицах начинают появляться первые лауфарьи. С каждой неделей их становится все больше, а на масленичное воскресенье, наконец, собираются все. Они колядуют по окрестным деревням, ходят по домам и собирают дары: колбасы, копченые ребрышки, от домашней водочки тоже не откажутся. Перед уходом предводитель процессии танцует с хозяйкой дома танец плодородия.

Главный лауфар – Пуст, олицетворяющий зиму. По древним народным верованиям, чтобы кончилась зима и наступила весна, его надо убить. Пуст виноват и во всем, что было плохого, глупого, неправильного. Поэтому с ним нещадно расправляются. Костюм Пуста делается из свежего мха, который специально для этого собирается каждый год. Весит такой наряд от 60 до 80 килограммов. Один из самых впечатляющих участников процессии – растрепанный Терьяст, в костюме из нитей и остатков ткани. Это очень древний языческий персонаж, его задача состоит в том, чтобы следить за порядком. Палкой из лещины он пугает детей и грозит слишком надоедливым зрителям.

Сосновая свадьба в Прекмурье

Еще один интересный обычай, связанный с Пустом, – сосновая свадьба в Прекмурье (область на границе с Венгрией, которую от остальной территории Словении отделяет река Мура). Обычно такая свадьба устраивалась в деревнях, где с прошлой Масленицы никто не женился. Как на настоящей свадьбе, подготовку начинают заранее, по улицам гуляют сваты, цыгане с медведями, гармонисты и шуты, разряженные в цветные ленты, куриные перья и все, что под руку попадет необычного. Они веселят людей и собирают разные дары, главным образом угощения и выпивку. Потом подарки продают, а вырученные деньги расходуются на пользу всей деревни. Сама сосновая свадьба начинается в масленичное воскресенье. Главные участники церемонии – ряженые: сосновый поп с пономарем, невеста, жених – обычно самый взрослый парень в деревне. Заправляет всем деревенский старейшина – тамада, которому помогает тетка-сваха. Основное действие происходит в лесу, где живет невеста-сосна. Тут не обходится без сосновых отца и матери – родителей невесты. Они должны дать свое согласие на свадьбу дочери, т.е. разрешить срубить дерево. Сосну-невесту выбирают накануне в строгой тайне старейшина и трубач.

На следующий день все собираются у выбранной сосны, и после обильного угощения начинается выкуп невесты с конкурсами, смешными заданиями, шутками. Потом поп благословляет и венчает жениха с невестой.

Раньше сосновая свадьба кончалась в одиннадцать часов. В это время собирали и сжигали все свадебные украшения, музыканты должны были спрятать свои струны, танцоры – унести ноги, выпивохи – допить последний стаканчик. Все должны были покрыть головы (пора, мол, и честь знать), кто не успел, тому на голову надевали ведро и высмеивали. Так завершалась сосновая свадьба, и все надеялись, что в следующем году будет настоящая.

Традиционное угощение на Масленицу – крофы и хворост (по-словенски, фланцаты). Хозяйки соревнуются, у кого крофы самые вкусные, а хворост самый нежный и хрупкий. Масленичное воскресенье называется "толстое воскресенье", в этот день раньше ели особенно много.

В понедельник делают соломенного Пуста, обряжают его в маску с рогами и укладывают на смертный одр. Пуста надо сторожить, чтобы его никто не украл.

Масленичный вторник – веселый день. Люди наряжаются и ходят по домам, собирают дары: яйца, колбасы, крофы, домашнюю водку и молодое вино. Пляшут, поют, подшучивают друг над другом. А вечером устраивают всеобщие гуляния с танцами и вином, которые продолжаются до раннего Yтра.

Пепельная среда – конец Масленицы. В этот день, прощаясь с зимой, сжигают Пуста. Поэтому среду и называют "пепельной". После похорон Пуста начинается строгий пост.

Масленичные празднества и сейчас связаны с масками, плясками, карнавалами. Это особое время, когда каждый может воплотить свою мечту, стать кем-то другим. С помощью маски и костюма можно изменить свою сущность, превратиться в сказочное существо, любимого персонажа из фильма или, например, рок-звезду. Главное – дать волю фантазии. Это время, когда возможно все.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей