"Pro-театр" известно все

Неожиданный альянс "Золотой маски" и журнала "Vogue Россия" представил московской публике выставку "Pro-театр", посвященную 10-летию фестиваля "Золотая маска"




Неожиданный альянс "Золотой маски" и журнала "Vogue Россия" представил московской публике выставку "Pro-театр", посвященную 10-летию фестиваля "Золотая маска".

Идея выставки – проста: показать зрителю, как работает театр изнутри. Как появляется идея, как она воплощается в цехах, репетиционных залах, гримерках и курилках. Зритель входит в театр через служебный вход – оставляет одежду в служебном гардеробе и по бесконечному лабиринту движется по театральному закулисью. В гримуборной девушка в красном пудрит белоснежной пуховкой лицо, рядом кто-то в роскошном восточном халате колотит в барабан.

Мимо пробегают стайкой балетные девочки, на ходу делая реверансы – в классе у станков и зеркал их ждет учитель танца. В шкафу кипой навалены разноцветные пачки. Мастер делает пуанты, изящные шелковые туфли с жестким мыском – балерина весь многочасовой спектакль проводит, стоя на крошечном пятачке размером с монету. Поэтому деревянные колодки для обуви – именные. И мастера наизусть помнят каждую пару, от них зависит, как балерина "легкой ножкой ножку бьет".

Дальше – кукольная комната: где куклы, - это не игрушки, а искусство, характеры, почти живые персонажи. Необходимо лишь чуть-чуть фантазии, чтобы они двигались, говорили, переживали, живя в кукольном доме меж виртуозно склеенных крошечных стульев, каминов, светильников.

Потом – чудо современности: Лилликанский театр. Дюжина зрителей, действие – на 15 минут, актеров не видно и не слышно, зато есть драма в коробке, поющие автомобили и тени в окошках миниатюрного замка. Темный угол, где режиссер выкрикивает репризы.

Огромный светящийся конь во ржи: любой пожарник бы закрыл такой театр за нарушение техники безопасности. А ну как полыхнет солома?

Мрачно-красная комната, где выступает шумовая бригада: капли дождя, гром, шум мотора, выстрел в третьем акте – все это камушки, стаканчики, ящики, крупа, жестянки и люди - виртуозы звуковых эффектов.

Потом - касса, буфет, костюмерный цех, где можно рассмотреть, как крепится к ноге деревянный протез капитана Флинта, как устроен кринолин и сколько шнурков в корсете. Затем макеты Мариинского театра во всех плоскостях, на бумаге, из картона, фотографии, видеопроекции: как будто это не театр, не настоящее здание с вековой историей, а детский конструктор, который прихотливо собирает взрослый архитектор.

И вот наконец-то сцена. На сцене оказывается зритель. А деятели современного российского театра придирчиво смотрят на него из партера, с огромного коллажа. Прекрасный ребус: стоять, запрокинув голову и отгадывать: кто есть кто.

Все пространство залов разграничено фанерными листами полтора на полтора метра. Кураторы выставки – художник Александр Боровский, директор "Золотой маски" Эдуард Бояков и главный редактор Vogue Алена Долецкая взяли этот универсальный формат за отправную точку для творчества. Ведь именно из этих листов фанеры создаются макеты, декорации… Театральные художники рисовали на фанере, пилили ее и клеили – эти инсталляции занимают большую часть экспозиции. А на огромных плакатах – фотосессии высокой моды: ведь многие именитые модельеры создавали костюмы для театра.

Посмотреть на все и все потрогать, и побывать в закулисье можно каждый день до 28 февраля в Новом Манеже.

Выбор читателей