Скульптор и его девушки

Кого сейчас заинтересуешь интрижкой мастера со своей ученицей? Гораздо интереснее, когда на сцене появляется еще одна женщина. И не легкомысленная и истеричная француженка, а целеустремленная русская баба




Знаменитый художник может иметь бесконечное множество очаровательных любовниц и несколько талантливых учениц. Но бывает и так, что эти ипостаси совпадают. Особенно, когда маэстро француз, а его ученица француженка и дело происходит в Париже в конце XIX столетия. Помните популярное кино "Мулен-Руж"? Ведь это нищие обитатели Монмартра впервые открыто стали жить по законам free love, так что молодежный бунт 1960-х – всего лишь жалкий плагиат.

Тем не менее, кураторы выставки "Встреча через столетие. Роден. Голубкина. Клодель" решили усложнить любовный сюжет. Ну кого сейчас заинтересуешь интрижкой мастера со своей ученицей? Гораздо интереснее, когда на сцене появляется еще одна женщина. И не легкомысленная и истеричная француженка, а целеустремленная русская баба. Девушки были ровесницами, но едва ли себе можно представить двух других людей с более несхожими темпераментом. Это видно даже по фотографиям. Одна – экзальтированная волоокая шатенка с капризно изогнутыми пухлыми губками; другая – с гладко зачесанными волосами, суровым лицом и целеустремленным взглядом. Не удивительно, что и отношения обеих с Роденом складывались совершенно по-разному.

Итак, Париж, конец XIX века. Видавшая виды французская столица покорена эмоциональными скульптурами Огюста Родена, сумевшего оживить бронзу и мрамор, придать этим материалам небывалую выразительность. Гибкие, пластичные, переполненные душевными переживаниями и чувствами роденовские герои так же отличались от холодной классической скульптуры, как полотна импрессионистов от прилизанных картин академиков. В разные периоды своего творчества Роден испытал влияние и романтизма, и импрессионизма, и символизма, но сумел найти в искусстве свой путь, стать мастером, чье творчество ломало мертвые схемы и догмы официального искусства. На выставке представлены наиболее лиричные его работы: "Зима", "Размышление", "Вечная весна", "Поцелуй" и т.д.

Роден пребывал в самом расцвете творческих сил, когда в 1892 г. в его мастерской появилась девятнадцатилетняя Камилла Клодель. "Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", – согласитесь, весьма неформальный отзыв мастера о достоинствах новой ученицы.

В свою очередь, Камилла поставила себе целью как можно ближе познакомиться с учителем. Очень скоро ее мягкая настойчивость, прелестная внешность и 26-летняя разница в возрасте сделали свое дело: скромная девушка, подметавшая мастерскую, заставила Родена позабыть обо всем на свете... кроме жены. И хотя простушка Роза более двадцати лет была незаконной супругой скульптора, она вовремя сообразила родить ему прелестного ангелочка, который ни за что не хотел остаться без дорогого папеньки. Немая дуэль между женщинами длилась более пяти лет, но Камилле так и не удалось победить.

Увы, целиком поглощенная борьбой за сердце своего кумира, она совершенно забыла о творческой карьере. Из талантливой молодой девушки с многообещающими работами она превратилась в перезрелую протеже Родена, которой скульптор доверял завершать свои заказы. Напрасно Роден пытался реабилитировать ученицу: "Что касается мадемуазель Клодель, обладающей талантом размером с Марсово поле, она еще не оценена по достоинству" – критики упорно не желали рассматривать мадмуазель как самостоятельного мастера. Полный разрыв с Роденом в 1897 г. не помог Камилле сделать самостоятельную карьеру и печальным образом отразился на ее психическом состоянии. Не случайно ее выразительные и действительно талантливые работы проникнуты неизменной печалью. Ломкие вытянутые фигуры вопреки всем законам природы "обрываются" в воздухе, а их печальные позы подчеркивают общий депрессивный настрой. В излюбленных сюжетах Камиллы Клодель: "Покорность", "Мольба", "Зрелый возраст", "Фортуна" – нашли свое отражение противоречивые чувства их создательницы. Как многие талантливые художники, она окончила свои дни в безвестности, и лишь годы спустя к Клодель пришла посмертная слава.

Другая ученица Родена и ровесница Камиллы, Анна Голубкина, действовала иными методами. Придя в его мастерскую в роковом 1897 году, она и не подумала утешить одинокого скульптора. Отношения ученика и ученицы носили исключительно деловой характер. Приезжая в мастерскую Родена, Голубкина получала задания, которые выполняла самостоятельно, а затем привозила на просмотр мастеру. Под руководством французского мэтра сформировался талант Голубкиной, именно в Париже она добилась всеобщего признания. В 1899 г. ее скульптура "Старость" была принята на Весенний Салон и удостоилась бронзовой медали Академии литературы и искусства Прованса. "Как прекрасен этот ужас", – шептали восхищенные зрители.

Среди лучших работ, представленных на выставке в Третьяковке, "Портрет А.Белого", "Дурочка", "Сирень", "Березка", "Старая", "Портрет А.Н. Толстого".

Только десять лет спустя Анна Голубкина позволила себе написать личное письмо великому учителю: "Вы не можете себе представить, какова была моя радость, когда Вы, лучший из художников, сказали мне то, что я сама уже чувствовала, и дали мне возможность быть свободной... Пока я жива, я всегда буду благоговеть перед Вами, как перед великим художником и человеком, давшим мне возможность жить... Ваша ученица Анна Голубкина".

Выставка в Государственной Третьяковской галерее работает до 25 апреля.

Выбор читателей