Кремлевская гора родила мышь

Сохраняется вероятность того, что Владимир Путин может удивить нас еще одной неожиданной "загогулиной", предложив после выборов совсем иную кандидатуру на пост премьера. Имеет право...




Понедельник стал днем разрешения интриги, виртуозно закрученной российским президентом на прошлой неделе. Страна узнала имя нового главы правительства, в одобрении кандидатуры которого Думой сомневаться не приходится. Несмотря на неожиданный выбор президента, подавляющее большинство политиков поспешили выразить полное одобрение кандидатуры Михаила Фрадкова.

Малая известность полномочного представителя России при Европейском союзе в ранге министра в широких общественных кругах позволяет говорить о "техническом" характере должности нового премьера, что, учитывая особенности стиля политического руководства Владимира Путина, было достаточно ожидаемо. Выбор кандидатуры Фрадкова позволяет говорить о готовности президента сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Именно это во многом и стало причиной отставки Михаила Касьянова, не вписывавшегося со своими амбициями в схему политического абсолютизма Владимира Путина.

Выдвижение Фрадкова на пост главы правительства подтверждает собой два имевшихся до вчерашнего дня предположения относительно причин неожиданной "рокировочки". Первая (уже отмеченная выше) – это желание удалить от дел Касьянова, сделав тем самым правительство абсолютно подконтрольным президенту. Вторая состоит в том, что политический спектакль с досрочной отставкой преследовал цель создания предвыборной интриги и ничего больше (распрощаться с "неудобным" Касьяновым можно было на вполне законных основаниях и после выборов).

Вместе с тем, несмотря на ясность в вопросе о личности нового премьера, нерешенным остается другой важнейший вопрос: какой экономический курс будет проводить новое правительство.

Российский фондовый рынок отреагировал на выдвижение кандидатуры Фрадкова на пост главы правительства падением котировок, которое, впрочем, оказалось недолгим. Торговый день завершился в плюсе (+2,77% по индексу РТС), что хорошо объяснимо. Мало о чем говорящее имя государственного функционера не первого уровня не позволяет судить о том, какую экономическую политику будет проводить новое правительство. Вопрос с "курсом" остается неопределенным, и реакция рынка автоматически откладывается до его окончательного разрешения. Одной только относительно нейтральной фигуры премьера недостаточно для того, чтобы сломать или усилить господствующий на рынке восходящий тренд. Повлиять на ситуацию могло бы исключительно радикальное решение президента: назначение премьером или "ястреба" из силовиков, или прожженного либерала, но никак не нынешнего кандидата. Это значит, что реакцию рынка пока можно считать отложенной.

О том, чего ждать от нового правительства в части экономики и административной реформы, преждевременно говорить до появления полной ясности относительно его состава. Можно предположить, что Михаил Фрадков – идеальный премьер, при котором можно начинать масштабную структурную реформу правительства, с сокращением количества министерств и передачей их функций. В отличии от Касьянова, он практически полностью свободен от различных "обязательств", тормозивших полноценное проведение административной реформы. В идеале реформа государственной власти в России должна стать мощным импульсом к дальнейшему экономическому и социальному развитию страны. Насколько реалии будут отличаться от идеала, покажет время. А пока потенциальную возможность ускорения административной реформы следует рассматривать как позитивный фактор для экономики.

Возвращаясь к экономическому курсу, можно предположить, что премьерство Фрадкова не сулит каких бы то ни было резких поворотов. За основу, по всей видимости, будет взята рассмотренная нами ранее модель, предполагающая диверсификацию экономики и повышение ее конкурентоспособности при поддержке государства. В роли исполнителей скорей всего окажутся все те же экономисты из касьяновского кабинета – Кудрин, Греф, Христенко и др. Сохранения "пула реформаторов" необходимо для президента для того, чтобы и дальше поддерживать в мире имидж России как государства, строящего современную либеральную экономику. Здесь, правда, стоит оговориться, что реальные результаты реформаторской деятельности ведомства Грефа на этой ниве не так уж велики.

Некоторую обеспокоенность аналитиков вызвало налогово-полицейское прошлое Михаила Фрадкова. "Дело "ЮКОСа" по-прежнему остается открытым, и многие опасаются, что новое правительство поддержит "почин". Однако, по мнению ряда экспертов, между премьерством Фрадкова и усилением давления государства на бизнес прямой связи не существует. Работа в роли главы ФСНП и должность премьера правительства – категории абсолютно несоизмеримые, и привнесение Фрадковым в правительственную работу налогово-полицейских навыков крайне маловероятно. Из этого, правда, совершенно не следует, что государство враз откажется от своих претензий к бизнесу.

В заключение стоит сказать, что все строящиеся сегодня прогнозы в очередной раз могут оказаться разрушенными. Сохраняется вероятность того, что Владимир Путин может удивить нас еще одной неожиданной "загогулиной", предложив после выборов совсем иную кандидатуру на пост премьера. Имеет право...

Выбор читателей