Путин ищет премьера под американский сценарий

Ничто не мешает Путину попытаться пойти тем путем, которым "друг Джордж" пошел еще пару лет назад. Дело осталось за малым – озвучить наконец-таки имя нового главы кабинета министров




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

На прошедшей неделе информационная насыщенность российских будней подскочила неожиданно и многократно. Уставшим от терактов, техногенных катастроф и прочих кошмаров россиянам был приготовлен сюрприз абсолютно иного рода: за три недели до президентских выборов глава государства предложил своим подданным новую всесторонне развивающую, а главное, изрядно бодрящую игру под названием "угадай премьера". После всего того, что поведал в своем обращении президент об "ответственности за дальнейшее развитие страны" и "социально-экономических преобразованиях", россиянам волей-неволей пришлось напрячь извилины на политические темы.

О наиболее вероятных причинах, сподвигнувших главу государства на эту "рокировочку", в последние дни было сказано много. Большинство аналитиков увидели в этом прежде всего попытку "разогреть" электорат накануне выборов, вероятность срыва которых по причине низкой явки избирателей вполне достаточна для того, чтобы учитываться при расчетах возможных сценариев. Все прочие объяснения неожиданной "ельцинизации" действующего президента (что бы ни говорили около- и прокремлевские политики), пока не находят исчерпывающего логического подтверждения, ибо внешне поступок Владимира Путина выглядит абсолютно алогичным. Сомнительно, что 2-3 месяца, которые неизбежно уйдут на формирование и раскачку нового кабинета после президентских выборов, сократятся до считанных дней в случае, если правительство будет заменено уже сейчас. Также не совсем понятно, о каких "грандиозных реформах" может идти речь, если их проведение готовится в таком пожарном порядке.

И все же делать окончательные выводы до объявления президентом новой кандидатуры на пост премьера преждевременно. Не исключено, что прозвучавшее (когда-нибудь это должно случиться!) имя заставит нас взглянуть на "загадку президента" совсем по-иному.

В любом случае, кто бы ни возглавил новое правительство, основная интрига, закрученная главой государства, будет состоять в том, каким курсом пойдет страна после президентских выборов. В первую очередь, речь, конечно, идет о курсе экономическом.

Итоги последних лет показали, что сырьевой перекос российской экономики и необходимость ее диверсификации воспринимаются руководством страны как основная задача, поставленная временем. Посему можно предположить, что именно это, наряду с повышением конкурентоспособности экономики, станет тем основным курсом, который предстоит воплотить в жизнь новому правительству.

Судя по наиболее популярным в высших российских кругах идеям, важнейшей составляющей этого курса может стать государственное стимулирование ряда наиболее "интересных" отраслей промышленности. И здесь вполне возможно копирование схемы, предложенной некоторое время назад в США Джорджем Бушем. Согласно этой схеме, спрос на продукцию американских предприятий начал формироваться, в том числе, и за счет увеличения т.н. госзаказа. Прежде всего это относилось к наиболее передовым, высокотехнологическим и капиталоемким военным отраслям. Не секрет, что по прошествии немногих лет секретные передовые военные разработки превращаются в революционные гражданские технологии. В итоге посредством государственного стимулирования США удалось добиться восстановления темпов роста промышленности, хотя и ценой увеличения и без того высокого бюджетного дефицита.

В России, как бы забавно это ни звучало, стартовые условия для подобных действий лучше, нежели были в свое время у США. Российская экономика имеет стабильный профицитный бюджет и положительное внешнеторговое сальдо, а значит, чисто теоретически, руководству страны ничто не мешает попытаться пойти тем же путем, которым "друг Джордж" пошел больше года назад. Подтверждением этому может служить огромное внимание, уделяемое сегодня формированию в России стабилизационного фонда. Идея направить излишки нефтедолларов на поддержку и развитие наиболее конкурентоспособных отраслей промышленности не нова и охотно поддерживается многими политиками на всех уровнях. К сожалению, пока никто из них так и не представил вразумительной схемы обеспечения подобного перетока финансовых ресурсов. Предложения преимущественно сводятся либо к увеличению объема рентных изъятий и банальному их перенаправлению, либо к снижению налоговыми методами рентабельности сырьевых компаний.

Не вдаваясь в степень обоснованности данного экономического курса, заметим, что выбор его президентом в качестве ключевого весьма вероятен, и в таком случае именно его предстоит воплощать в жизнь вновь сформированному правительству. Здесь-то и возникает ряд вопросов, решение которых мы увидим (или не увидим) лишь с назначением нового кабинета министров. В любом случае, обозначенный набор предполагаемых задач достаточно четко очерчивает круг тех, кто в состоянии заняться их решением.

Из наиболее известных фигур можно назвать Виктора Христенко (и.о. премьера), Алексея Кудрина (и.о. министра финансов) и Александра Жукова (депутат Госдумы от "Единой России"). Кандидатура первого наиболее вероятна; в первую очередь это объясняется тем, что по существующим неписаным правилам в большинстве случаев премьером становится и.о., назначенный на время переходного периода. В противном случае президента можно легко обвинить в том, что поводом для смены правительства послужила некая частная политическая причина, а не продуманный план действий. Проще говоря, если следовать логике президента, глава государства еще за долго до отставки правительства должен был знать, кто займет кресло премьера. И Христенко, и Кудрин обладают достаточной квалификацией, позволяющей заниматься воплощением в жизнь указанного экономического курса. Причиной же, из-за которой мы так и не увидим ни того, ни другого на месте Касьянова, может стать отношение обоих к т.н. категории либералов, что, похоже, не совсем устраивает Кремль. Александра Жукова в гораздо меньшей степени можно отнести к нынешнему "либеральному крылу"; более того, эта кандидатура, как наиболее предпочтительная, может быть предложена президенту "Единой Россией". Жуков – грамотный специалист, способный адекватно разобраться в экономических вопросах; однако даже самый что ни на есть "технический премьер" должен обладать хотя бы минимально необходимыми навыками политика, с чем у Александра Жукова пока недостаточно хорошо.

Помимо перечисленных известных фигур, на главное кресло в Белом доме могут претендовать и люди, менее известные широкой общественности. Не исключено, что пост главы правительства может быть предложен кому-то из лояльных Кремлю руководителей крупного бизнеса. Здесь, правда, можно вспомнить не самый удачный опыт "хождения в правительство" руководителя "АвтоВАЗа" Каданникова, который, впрочем, вряд ли стоит считать за правило.

С другой стороны, пока нельзя быть окончательно уверенными, что новый премьер подбирается под выбранный экономический курс. Вполне возможно, что президент захочет увидеть во главе Белого дома исключительно политическую фигуру, одним из главных требований к которой могут стать такие "необходимые" качества, как личная преданность или принадлежность к какой-либо политической группе. Подобное не раз замечалось за российским президентом, а значит, исключать данный вариант не следует.

Это наименее предпочтительная ситуация, так как на первое место выдвигается исключительно политическая составляющая. В таком случае одной из основных целей руководства страны будет оставаться обеспечение преемственности власти в 2008 г., а не реформирование экономики, что предвещает еще 4 года паразитирования государства на затяжной инерции "нефтяного рая" последних лет.

Данный сценарий вовсе не означает экономического упадка, так как в последние годы был сформирован определенный задел роста в несырьевых отраслях. Однако без качественно измененной государственной экономической политики этот рост не способен стать определяющим фактором дальнейшего развития страны, что ведет, в конечном счете, к новому периоду застоя.

В заключение хотелось бы напомнить об одном свежем событии: в пятницу стало известно, что Генеральная прокуратура предъявила обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий председателю Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимиру Малину, который оказался в числе фигурантов, проходящих по злосчастному "делу "ЮКОСа". За день до предъявления ему обвинений Малин в интервью правительственной "Российской газете" высказал свое мнение относительно итогов приватизации: "Говорить сегодня о массовом пересмотре итогов приватизации можно, только бросая какой-то политический лозунг. С правовой, с экономической точки зрения для этого нет никаких оснований". У Генпрокуратуры, как известно, на этот счет иное мнение.

Пока нет оснований для проведения четких параллелей между отставкой правительства и ситуацией вокруг Малина. Однако такое временное совпадение может оказаться не случайным. Очередная демонстрация рвения Генпрокуратуры в столь острый политический момент вполне может быть расценена деловыми и политическими кругами как предвестие совершенно определенного "нового курса", на который намекал президент, заявляя об отставке правительства.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей