В театре Образцова оживляют кукол

Вопреки ожиданиям, новую постановку самого известного российского театра кукол, пожалуй, нельзя назвать кукольным спектаклем в традиционном смысле этого слова




6 марта в Государственном Академическом театре им. С.В. Образцова состоится премьера спектакля по сказке Самуила Маршака "Горя бояться – счастья не видать". Режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Федор Виолин.

К творчеству Маршака театр вернулся после многолетнего перерыва. Последний раз спектакль "Мистер Твистер" по произведениям писателя ставил сам Образцов в начале 60-х годов прошлого века. Однако, несмотря на то, что сказка о Горе-Злосчастье создана почти столетие назад (в печати появилась в начале 20-х гг. ХХ века), в наши дни она по-прежнему актуальна.

Вопреки ожиданиям, новую постановку самого известного российского театра кукол, пожалуй, нельзя назвать кукольным спектаклем в традиционном смысле этого слова. Практически все участники представления – живые актеры. Правда, большинство из них скрыты под масками, символизирующими всевозможные людские пороки – злобу, зависть, жадность, эгоизм. Только два персонажа – солдат Иван Тарабанов и его невеста Настенька, олицетворяющие чистый и бесхитростный простой народ – выходят на сцену с открытыми лицами и ведут себя естественно. Впрочем, следует отметить, что главную роль Горя-Злосчастья доверили все же кукле. И хотя роль эта, безусловно, отрицательная, Горе вызывает определенную симпатию.

Если все-таки попытаться определить жанр спектакля, то это, скорее, буффонада – гротеск, подчеркнутый неестественно преувеличенными, картинными движениями актеров, их интонациями, всевозможными ужимками, а также удачно подобранным музыкальным сопровождением. В спектакле много песен и танцев. Поскольку буффонада, как правило, подразумевает определенную долю мистификации, это позволяет скрытым под масками актерам исполнять не одну, а сразу несколько ролей. При этом маски настолько характерны, что определить под ними конкретного исполнителя, не заглядывая в программку, практически невозможно.

Все это отнюдь не противоречит фирменному образцовскому стилю. Ведь сам мастер нередко подчеркивал, что в кукольном театре допускаются любые формы, лишь бы сохранялась кукольная органика. А новый спектакль, хотя и адресован, в первую очередь, юным зрителям, взрослым также может напомнить изрядно подзабытую сегодня философскую мысль о том, как трудно иной раз отличить человека от куклы. И можно еще поспорить, который из них живей, добрей и человечнее.

Выбор читателей