Ненадежная житница – Россия

Отгрузив за границу 16 млн т зерна, мы явно перестарались. И срочно кинулись поправлять положение, когда цены на хлеб неумолимо поползли вверх




Случившиеся подряд два урожайных года (2001 и 2002) очень воодушевили политиков: они стали примеривать на Россию ее былую роль мировой житницы. И действительно, было от чего впасть в эйфорию: страна впервые со времен Хрущева вышла на внешний рынок со своим зерном. В 2001-2002 с/х году было экспортировано около 5 млн т зерна, в 2002-2003 – 16 млн тонн. Тут же начали строить грандиозные планы по завоеванию внешних рынков и модернизировать порты, "не заточенные" под экспорт зерна (так, Владимир Потанин заявил, что его "Интеррос" вложит в портовое дело $100 миллионов).

Но вот незадача: в 2003 г. урожай выдался небогатый – собрали всего 67,2 млн т зерна (против 86,5 млн т в 2002 г. и 85 млн в 2001-м). Да еще так увлеклись экспортом, что цены на зерно на внутреннем рынке уже прошлой весной поползли вверх. В конце 2003 – начале 2004 г. в некоторых регионах ситуация обострилась настолько, что цены удвоились. Это вынудило власти обратить на проблему самое серьезное внимание – ведь перед выборами повышение цен на хлеб просто недопустимо.

Правительство (еще касьяновское) отреагировало на ценовое безобразие. Во-первых, с середины января была введена экспортная пошлина на зерно – чтобы попридержать не в меру раздухарившихся экспортеров. Причем пошлину эту – 25 евро за т – правительство не рассматривает как запретительную, дескать, в Европе цены на зерно растут, и если очень хочется, то экспортировать туда все-таки можно. Но, очевидно, с меньшей выгодой. Эффект проявился тут же: по оперативным данным ГТК, экспорт зерновых после введения пошлины сократился в десять раз.

И, во-вторых, для обуздания цен было решено предпринять зерновые интервенции. Под этим зловещим термином скрывается банальная продажа государством зерна из своих запасов для стабилизации цен на зерновом рынке. Конечная цель этой кампании – снизить цены на хлеб. Зерно из госрезерва будет продаваться на специальных торгах на семи биржевых площадках – в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске, а функции оператора торгов будет выполнять Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка. Товар будут отпускать "в одни руки" строго нормировано – каждому желающему предприятию не более среднемесячного объема перерабатываемого им зерна (для чего ему еще придется представить соответствующую статистическую отчетность).

В принципе, в сложившейся ситуации правительство сделало что могло. Вот только многие эксперты недовольны: неэффективные, говорят, меры, запоздалые, а то и вовсе вредные. Решение об экспортных пошлинах еще в декабре яростно критиковал советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, называя его "отвратительнейшим", а все аргументы сторонников введения пошлины – "ложными и необоснованными". Он доказывал, что в условиях повышения цен и плохого урожая не следует тормозить экспорт и что в самом рынке заложен наиболее эффективный механизм решения этой проблемы: "колебания урожайности свойственны любому сельскохозяйственному производству. Реакция на снижение урожая – это ценовой сигнал для инвесторов, которые должны, в свою очередь, расширять посевные площади, выкупать более качественные посевные". При этом он подчеркивал, что если экспортировать выгодно (поскольку внутренние цены искусственно занижаются), то зерно все равно будут вывозить из страны, и никакими административными рычагами этот процесс регулировать невозможно. Зерно может пойти на внешние рынки, к примеру, через Белоруссию, в отношении которой Россия не может установить свои пошлины...

Что касается зерновых интервенций, то они, как полагают многие эксперты, не смогут сильно повлиять на ситуацию на рынке, поскольку государство не располагает достаточными для этого запасами. В его распоряжении всего 1,6 млн т, что соответствует 30% от уровня месячного потребления зерна в стране. Этого количества, по мнению директора департамента маркетинга агрохолдинга "Русагрокапитал" Романа Сочава, хватит только на то, чтобы незначительно снизить цены на зерно, и то "на очень краткосрочный период". После чего рост цен продолжится. Такой же точки зрения придерживается и генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Она, к тому же, считает, что интервенции нужно было проводить раньше – в ноябре прошлого года, "тогда они не позволили бы так повысить цены". При этом Елена Тюрина убеждает, что, согласно расчетному балансу, до нового урожая зерна в России хватит: его ресурсы составляли на 1 января 32,2 млн т – это на 34% меньше, чем на 1 января прошлого года, но все же больше, чем потребность в нем (29,1 млн тонн). Так что без хлеба страна не останется – и это уже радует. Но экспорт все-таки приостановили не зря.

Саму же организацию закупочных интервенций критикуют еще более жестко. Она, по мнению аналитика группы компаний "Юниделл" Владимир Петриченко, "идет по самому плохому варианту, поэтому ждать положительных результатов не стоит". Небольшой запас зерна в интервенционном фонде, ограничение объема закупок для одного покупателя, слишком высокий гарантийный взнос (300 руб. за тонну зерна, которое может быть куплено на торгах), а также использование других "антирыночных механизмов" не позволит, по его мнению, получить от торгов желаемого эффекта. Представляется, однако, что от интервенции хотели получить один основной эффект – сбить цены на хлеб накануне выборов. И получили.

Выбор читателей