Саакашвили позаботится о российских интересах

Саакашвили пообещал "максимальные льготы" для транспортировки российской нефти через грузинскую территорию. Одна беда: труба должна проходить по территории, вокруг которой разгорается геополитический конфликт




На нефтяном фронте перемены, причем ситуация опять складывается не в пользу России. Не так давно и практически одновременно приняты важные решения по двум "недружественным" нефтепроводам: о коммерческом финансировании Баку – Тбилиси –Джейхана (БТД) и об использовании трубы Одесса – Броды в европейском направлении. И если украинские метания вокруг оказавшейся никчемной трубы давно уже никого не удивляют, то грузинские "трубные страдания" дают возможность взглянуть на разрастающийся на Кавказе конфликт уже под иным, экономическим углом.

Однако начнем, как говорится, с начала. Суть проста. БТД – это труба, по которой каспийская нефть потечет в сторону Европы в обход территории РФ, то есть безо всякого контроля со стороны Москвы (и без какой-либо прибыли для нашей страны). Под строительство этой трубы собрали и заняли достаточное количество денег. Правда, для нее еще нужна нефть – "большая каспийская", но об этом после. Что же касается нефтепровода Одесса – Броды, то ввиду, опять-таки, нехватки каспийской нефти для его заполнения РФ предлагала пока покачать по нему российскую нефть в обратном ("реверсном") направлении, т.е. к Черному морю, чтобы труба не простаивала. Украина долго колебалась, но все же решила отказаться от российского предложения.

Впрочем, нельзя сказать, что Россия осталась совсем не у дел. Да, с трубопроводом Одесса – Броды у нас пока дружбы не вышло, но доплывет ли до него каспийская нефть – все равно не ясно. Так что, может, еще встретимся. А вот с Баку – Джейханом для РФ открылись совершенно неожиданные перспективы. В феврале в Москве побывали два новых закавказских президента – Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили, и каждый по-своему удивил.

Президент Азербайджана взял да и пригласил российскую нефть "прокатиться" к Средиземному морю по строящейся трубе БТД. "Ввод в строй БТД не должен привести к каким-либо отрицательным последствиям для наших соседей, наоборот: в будущем по этой системе будет транспортироваться и добытая в России нефть", – заявил тогда Алиев. По его словам, действующий ныне нефтепровод Баку – Новороссийск, по которому азербайджанская нефть поставляется на мировые рынки (через Черное море и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы), по идее, предназначался также для перекачки сырья из России для переработки на азербайджанских нефтеперерабатывающих заводах. Так что при желании нефть по нему можно пустить в обратном направлении...

Дожили! Вот и нам предлагают "реверс". Правда, у России, как и у Украины, особого энтузиазма такое предложение не вызвало. У нас иные виды на трубу Баку – Новороссийск: она хоть и не сравнится по мощности с БТД (15 млн тонн в год против 50 млн), но зато она уже есть, она своя и, к тому же, загружена всего на 15%. Последнее обстоятельство объясняется тем, что Азербайджан не выполняет условий соглашения 1998 г., по которому он должен был уже "нарастить" прокачку до 5 млн тонн в год, однако остановился на 2,5 миллионах. Очевидно, экономит нефть для БТД и приучает Россию к мысли о неизбежности реверса.

Но вся беда в том, что нефти, "сэкономленной" на Баку – Новороссийске, для новой трубы все равно не хватит – нужно разрабатывать новые месторождения. А с этим проблемы: во-первых, до сих пор не ясно, сколько "черного золота" можно в принципе добыть на шельфе Каспия (оценки расходятся на порядок), а во-вторых, прикаспийские государства никак не могут поделить свое море с его ресурсами и месторождениями, и поэтому разработка откладывается.

Давно пытаются привлечь к наполнению трубы БТД Казахстан, но пока безуспешно: он качает свою нефть в Европу через Россию, а в дальнейшем планирует поставлять ее еще и в Китай. Так что участники проекта БТД по-прежнему ломают голову над вопросом, где взять нефть. Вот и предлагают России подключиться. Однако это – вряд ли. "Я не вижу схемы, по которой российская нефть могла бы попасть в нефтепровод Баку – Джейхан", – заявил президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. И объяснил это просто: "Экономика этого проекта довольно дорогая (стоимость прокачки – $25 за тонну). Если еще транспортировать из России – то будет еще дороже". Россия сейчас делает основную ставку на балтийское направление экспорта.

В общем-то, всего этого следовало ожидать: БТД изначально был проектом "неэкономическим". Он разрабатывался по политическим соображениям под полумифическую "большую каспийскую нефть", которую во что бы то ни стало нужно было вывести из-под контроля России. Пока это сделать не удалось. Впрочем, если Вашингтон очень захочет – будет и труба, будет и нефть. Но тут мы переходим ко второму "удивившему" нас президенту.

Спустя всего несколько дней после торжественной церемонии подписания коммерческих договоров по БТД и заверений в том, что на грузинском участке нефтепровод будет достроен обязательно, новый президент Грузии публично выразил сомнение в целесообразности участия его страны в этом проекте. Получается, что трубопровод БТД Грузии не нужен, потому что он экономически неэффективен и Тбилиси от него ничего не выигрывает – именно так выразился Саакашвили, выступая в Москве перед студентами МГИМО. Подумаешь, какие-то жалкие $10-15 млн в год! Для широкой грузинской натуры (и пустой казны) это не деньги. Зато Саакашвили предложил России нечто совершенно иное – построить новую трубу из Новороссийска через территорию Грузии, параллельно Баку – Джейхану. По его прогнозам, после ввода в строй БТД Турция совсем закроет свои проливы для прохождения танкеров (она и сейчас чинит им различные препятствия под экологическим соусом). Так что сухопутный маршрут для российской нефти на юге вовсе не помешает. Ну кто, как не президент Грузии, лучше всех умеет позаботиться о российских интересах! Впрочем, и о своих он тоже не забыл: ведь БТД еще непонятно, чем будут наполнять, а в Новороссийске всегда много нефти (помимо трубы из Баку, туда ведет нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, по которому течет "большая" казахстанская нефть). Это сулит немалую копеечку тем, кто захочет посодействовать с транзитом.

Что и говорить, "присосаться" к южным нефтяным воротам России – дело выгодное. Но не совсем понятно, куда Михаил Саакашвили думает прилепиться вторым концом трубы. Напрямую до Европы она явно не дотянется, а прокладывать еще один нефтепровод параллельно БТД – по меньшей мере странно. Да и Турция наверняка будет против таких соревнований. Остается одно: подключать гипотетическую трубу Новороссийск – Тбилиси к БТД в качестве "притока". То есть, получится, что это будет тот же самый Баку – Джейхан, просто несколько удлиненный. Он сделает крюк через Новороссийск и по дороге подхватит вожделенную казахскую нефть. Это, конечно, было бы неплохо для России: она окажется в игре. Но надолго ли? Ведь со временем авторы проекта могут переключиться на первоначальный маршрут, продолжая качать казахскую нефть, но оставив Россию за бортом.

Впрочем, вполне может быть, что все эти размышления беспочвенны, а молодой грузинский президент, двигая свои "трубные" идеи, просто хотел "втереться в доверие" к России. Тогда понятно, что это никого ни к чему не обязывает, но очень льстит уху российского политика. Эта цель вполне достигнута: Саакашвили удалось произвести благоприятное впечатление на Москву, в том числе, и посредством нефтяной темы. Но ведь и трубу хочется всем, и желательно не одну. Саакашвили, кстати, пообещал "максимальные льготы" для транспортировки российской нефти через грузинскую территорию. Тогда (не отказываться же от "неэффективного" БТД) будет в Грузии целых две трубы. А у России будет возможность избегать турецкие проливы, качая нефть по суше. Одна беда: суша, по которой должен будет пройти нефтепровод Новороссийск – Тбилиси, это то самое Черноморское побережье Кавказа, вокруг которого сегодня разгорается новый геополитический конфликт.

Выбор читателей