Путина склоняют к политическому самоубийству

Понятие "политическая стабильность" иллюзорно. Сейчас идет яростная борьба по переделу политико-административной собственности в правительственных структурах, а также в связи с начавшейся операцией "Преемник-2"




"Существуют ли планы по реорганизации работы администрации президента?" – спросили победителя выборов 14 марта на ритуальной пресс-конференции. "Существуют", – ответил он. "А можете о них сказать?" – "Нет!" – "А когда сможете?" – "Я думаю, что в течение 10 дней". Вот как широко шагает по стране административная реформа: левой рукой махнет – улица, правой махнет – переулочек; на заднем плане озеро с лебедями; где стол был яств, там гроб стоит. Не успели еще утомленные типографы исправить судьбоносные опечатки в указе президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", как костлявая длань реформы подобралась к самому святому, к последнему могучему дубу бюрократической стабильности – к администрации президента.

Поспешим, однако, успокоить встревожившегося читателя – никакой реформы не будет. Не будет ее не в том смысле, в каком не случилось полноценной реформы правительства, сведшейся к массовому переименованию Фомы в Ерему, а министерства "Богу свечка" – в федеральное агентство "Черту кочерга". В случае с администрацией не будет даже и особенного переименования, и увеличения числа сотрудников, именуемого для посторонних глаз "сокращением штатов". И вот почему.

14 марта сам именинник отказался раскрывать подробности очередного законспирированного плана или хотя бы принципы, согласно которым реформирование будет происходить (рано мы радовались окончанию сезона параноидальной секретности!). Однако, не дожидаясь этих библейских 10 дней отведенного срока, заговорили комментаторы различной степени равноудаленности, а также многочисленные доброхоты, дежурно воспевающие все отправления властного организма. Общая идея, предложенная массам, состояла в следующем: раньше был перманентный кризис и вообще лихая година, а теперь настало царство стабильности и благорастворение воздухов, так что воткнем штык в землю и реорганизуем наш грозный орден Тамплиеров в клуб любителей макраме – эдакую тихую маленькую канцелярию. Еще говорят, что раньше, мол, Кремль контролировал и частично дублировал правительство, видя в нем альтернативный центр власти и потенциального узурпатора – только всенародно избранный отвлечется на сердечное шунтирование или запуск экспериментальной ракеты (в зависимости от вкусов), как тут же должностное лицо №2 покушается на чемоданчик с кнопкой. А теперь правительство, мол, у нас техническое, почему бы и техническую администрацию не завести.

Рассуждение стройное и хорошо укладывающееся в ту схему мироздания, которую пропагандируют новостные службы государственных телеканалов – там, действительно, наличествует политическая стабильность, прерываемая лишь стихийными бедствиями и рекламой. Из этого, однако, не следует, что так называемая "реальность" представляет собою совершенную противоположность, вроде как в рассказе Станислава Лема "Конгресс футурологов", где за навеянными человечеству химическим путем снами золотыми скрывалась ядерная зима, истощение биоресурсов и ходячие покойники. Нет, какие-то элементы Вселенной им. программы "Вести" можно отыскать и за пределами телевизора, хотя – к сожалению или к счастью – не все.

Например, популярный тезис о "техническом правительстве" обозначает неизвестно что, и уж точно никакой административной действительности не соответствует. Это партии могут быть техническими, или палаты парламента, или иные драмкружки по интересам, а орган исполнительной власти, распоряжающийся материальными и финансовыми ресурсами, – институт политический. Ибо этот процесс распоряжения и есть политика (а вовсе не выступления в средствах массовой информации на актуальные темы, как полагают многие наши соотечественники). Исходя из этого, следует признать иллюзорность еще одного дорогого сердцу записного комментатора понятия – "политической стабильности". На данный момент имеет место как раз яростная политическая борьба, причем в двух направлениях: вокруг масштабного передела политико-административной собственности в правительственных структурах, а также в связи с начавшимся новым выборным циклом – условной операцией "Преемник-2". Отсутствие по этому поводу внятной общественной дискуссии есть видовое свойство местной политики, а совсем не признак ее, как принято считать, отмирания.

Однако поборники лозунга "все дела уже переделаны, администрация президента больше не нужна" слабо понимают, что в их песнопениях заключен внятный призыв к президенту покончить свою политическую жизнь самоубийством. Они находятся в плену своей любви к нынешнему главе государства, воображая его неким демиургом, по одному слову которого произрастают плодоносные сады и отделяется день от ночи. Меж тем президент – не физическое лицо, а институт власти, и бесперебойное функционирование его обеспечивается как раз государственными органами, и в первую голову – администрацией. Не будем вдаваться в рассуждения, кто в этой системе курица, а кто яйцо, дабы не поколебать общепринятых основ легитимизма. Администрация же, в том виде, в каком ее оставили нам два лучших ее руководителя, ныне встретившихся в электрическом раю РАО "ЕЭС", Анатолий Чубайс и Александр Волошин, есть самое (и едва ли не единственное) эффективное властное учреждение на всей территории Российской Федерации. Этот факт может задеть профессиональное достоинство руководителей различного рода предприятий и организаций, но не признать его нельзя. При этом заметим, что в отличие от корпораций охотников за черепами, вроде Генпрокуратуры, администрация в своей не знающей поражений деятельности практически не употребляет прямого насилия, хотя излюбленные ее методы часто не менее сомнительны с моральной точки зрения, чем натуральное человекоубийство. Когда-нибудь обо всем об этом – о битвах 1998 года, об импичменте, о проекте "Преемник-1", разгроме блока ОВР и создании группы "Народный депутат", о партии коммунистов, убитой и воскрешенной одною и той же рукой, о совращении экономиста Глазьева и воздаянии за грехи – напишут увлекательные романы и депрессивные научные исследования.

При этом администрация, как машина сложная, в значительной степени зависима от человеческого фактора, и в этом ее некоторая уязвимость. Так, после ухода бывшего руководителя Главного государственно-правового управления Руслана Орехова это подразделение так и не смогло в полной мере возродиться к новой жизни, чем и объясняется, между прочим, существующий перекос в пользу правительства в деле законотворчества. С другой стороны, талантами Наталии Тимаковой и Алексея Громова было возвеличено Управление пресс-службы, поднявшееся от своих прежних протокольных обязанностей к высотам глобальной информационной политики, что, в свою очередь, во многом определило лицо отечественного медийного рынка, каким мы его на данный момент видим. В большем масштабе, лишившись Александра Волошина, система стала опасным образом деформироваться – при фактически отсутствующем диспетчере каждая из Башен, представленная тем или иным заместителем главы, оказалась лицом к лицу с президентом, что время от времени приводит к госуправлению в стиле "кто в лес, кто по дрова". Примером могут служить многие региональные выборы, а также менее известные истории вроде конфликта Дмитрия Козака и Виктора Иванова по поправкам в Уголовный кодекс, связанным с делом Ходорковского. Кстати, удаление Козака – наиболее естественного претендента на пост Первого среди равных – это положение усугубило, и в какой форме теперь произойдет окончательное позиционирование, сказать трудно. С этим, однако, ничего не поделаешь – найти второго Волошина так же невозможно, как и вернуть первого.

Оговоримся. Действительно, в администрации президента РФ трудятся около 2000 человек (включая Управление делами), и большая часть из них занята мирным бытовым обслуживанием вертикали власти, не имея ни малейшего отношения к черной политической магии, покорению электоральных стихий и добыче философского камня из переплавленных в тигле депутатов. Все вышеперечисленное относится к гуманитарным, или собственно политическим, подразделениям – внутренней политики, правовому, территориальному, кадровому, управлению пресс-службы, экономическому и международному (в меньшей степени). Два последних, наряду с аппаратом Совета Безопасности и всякими экзотическими подразделениями по делам казачества и обращениям граждан, несомненно, составляют благодатный материал для небольших упражнений в административном реформаторстве. Большого вреда не будет, если слить Информационное управление с пресс-службой, даже если для этого придется оставить заслуженного информбойца Сергея Ястржембского свободным художником. С большей осторожностью, но тоже без роковых последствий, можно провести переименование заместителей главы администрации в помощников президента, курирующих свои прежние управления, хотя и тут лучше руководствоваться врачебным принципом "не навреди". Ныне действующая администрация – алмазный меч-кладенец, и распиливать его на мелкие ювелирные изделия способен только самоубийца. Да и пытаться выцарапать на нем гвоздем в интересах истории свое имя тоже не рекомендуется.

Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".

Выбор читателей