Заветная тайна второго срока Путина

Реальность текущего момента такова, что выборы президента можно счесть состоявшимися и смело проводить анализ любых политических процессов таким образом, как будто на дворе уже ветреный март




Красота, как известно, – в глазах смотрящего, равно как и политические процессы – в мозгу наблюдателя. В зависимости от теоретической подкованности последнего, его могут занимать как хладные политологические рассуждения, так и цветущая сложность повседневной административной практики. К примеру, приверженцы теоретико-идеологического метода осмысления действительности венчают главу блока "Родина" венцом победителя или, на худой конец, "Главной сенсации" декабрьских выборов и рассуждают о подъеме националистических настроений в многогрешном российском избирателе. Циничные практики же, не говоря худого слова, селят братьев-триумфаторов Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина в один кабинет, предоставив им шанс в три недели страстно возненавидеть друг друга и довести свое маленькое партийное образование до судорог полураспада. Национал-социализм и коричневая угроза, видимо, где были, там и остались. А какая волна народного гнева поднялась, когда Владислав Сурков отменил в России Маркса, высказавшись на поствыборной декабрьской заре на тему исполнивших свою историческую миссию идеологических партий!.. Ах, он не отличает левых от правых, в институте не учился, и вообще у него нет ученой степени и теоретической базы, потребной для управления нашим сложносочиненным сознанием.

Сейчас значительные интеллектуальные ресурсы Отчизны задействованы в рассуждениях о предстоящих президентских выборах – кто, да сколько, да в каком порядке, и не откажут ли кому в регистрации. Весьма многих занимает также сложная судьба Ирины Хакамады и влияние изгибов этой судьбы на деятельность и само существование партии СПС. Кое-кому интересно, что такое происходит в рядах коммунистов, глубоко ли их подкопали зловредные кроты и что из всего этого выйдет.

Меж тем реальность текущего момента такова, что выборы президента можно счесть состоявшимися и смело проводить анализ любых политических процессов таким образом, как будто на дворе уже ветреный март. Что касается бурной партийной жизни, то надо уяснить еще один печальный факт. "Лица, не причастные к распределению административного ресурса, не являются полноценными участниками политического процесса" – так выглядит надпись на могиле российской публичной политики. Неизвестно, как долго продлится такое положение вещей, но на данный момент это так. Депутаты, за редчайшими исключениями, к сонму избранных не относятся, а пребывают в стане отверженных козлищ совершенно наравне со своими не прошедшими роковой барьер товарищами – минус, конечно, издевательский набор бытовых удобств от Управления делами президента. Перейти в сонм агнцев, избранных благодатью, можно одним способом – заняв приличную должность в структурах исполнительной власти, где оная благодать пребывает. Конечно, и в самые громкие свои годы Дума не была тем местом, где делаются большие карьеры, но раньше там хоть денег можно было заработать, теперь же, в условиях победившей монолитности, и этой тихой отрады депутат-индивидуал лишился.

Соответственно, смыслом существования всеподавляющего думского большинства стало нервозное ожидание того момента, когда весь электоральный карнавал закончится и начнется самое интересное. Вот уже и спикер Борис Грызлов высказался в том смысле, что фракция "Единая Россия", располагающая парламентским большинством, намерена предложить своих кандидатов в состав будущего правительства. Впрочем, он тут же оговорился, что имеет в виду рассмотрение данного вопроса "в контексте административной реформы": "Депутаты будут принимать участие в обсуждении административной реформы, куда входит и вопрос структуры правительства". На прямой вопрос, намерена ли "Единая Россия" выступить с инициативой формирования правительства на основе парламентского большинства, умеренный и аккуратный глава Комитета по международным делам Константин Косачев ответил, что "Единая Россия" выступает за соответствующую реформу, но как-нибудь так, чтоб не вносить при этом изменений в Конституцию.

Все эти рассуждения на тему "не замуж, а так" (как говорила в "Войне и мире" юная Наташа Ростова), неопределенностью своей обязаны вполне весомой причине. Ведь в то самое время, как депутаты-центристы в сладких мечтах видят себя членами правительства, в "Матросской тишине" сидит человек, обвиняемый в том, что он хотел обманным путем ввести в России парламентскую республику и тем ввергнуть Родину в пучину бедствий. В ходе избирательной кампании Борис Грызлов, помнится, вынужден был даже заявить, что подобный способ правления могут предлагать только враги народа, которым в "Матросской тишине" самое и место (что не было произнесено вслух, но подразумевалось).

Административная же реформа, о которой идет речь, представляет собой одну из заветных тайн пресловутого Второго Срока, который должен, по мысли комментаторов разной степени вменяемости, ознаменоваться невиданными прорывами в самых разнообразных направлениях – от введения наследственной монархии до изгнания граждан на мороз в ходе тотальной реформы системы ЖКХ. С многократно обещанной административной реформой все пока туманно – комиссия по сокращению бюрократических функций под руководством Бориса Алешина забюрократизировалась до того, что попала под огонь кремлевской критики как неэффективная. Сделанные комиссией выводы и рекомендации были признаны недостаточно радикальными и конкретными, и дело дошло до обещаний отреформировать саму комиссию, да и вице-премьера Алешина в придачу.

Возмущение администрации правительственной медлительностью в деле самосеквестра особенно занятно ввиду того, что пакет вполне радикальных и более чем конкретных предложений был подготовлен еще весной 2003 г. РСПП, а именно Александром Шохиным. Там предполагалось, напомним, создание десятка крупных министерств "по направлениям" – нечто вроде нынешних вице-премьерских зон ответственности, организованных в единые структуры, – вкупе с масштабным сокращением штатов и низведением большинства ныне здравствующих правительственных ведомств до уровня департаментов и отделов в грядущих суперминистерствах. План РСПП тогда вызвал некоторую дискуссию в заинтересованной прессе, но затем для предпринимательского сообщества быстро наступил период "не до жиру – быть бы живу", и концептуальные инициативы пришлось отложить.

Альтернативный фронт борьбы с бюрократизмом и головотяпством пролегал в комиссии Игоря Шувалова, перекинутого в июле 2003 г. с руководства аппаратом Белого дома на туманную должность "помощника президента по вопросам административной реформы". Однако элемент административной реформы в деятельности комиссии как-то отошел на второй план по сравнению с проблемами удвоения ВВП. А вскорости, не успев расцвесть, структура эта увяла в связи с переходом Игоря Шувалова на пост заместителя руководителя администрации, где он с головой погрузился в вопросы развития системы ипотечного кредитования путем внесения в Государственную Думу невиданного количества соответствующих законопроектов.

Из вышеизложенного не следует, что административная реформа есть некий PR-фантом, обреченный на вечные блуждания по задворкам президентских речей и предвыборных программ. Приложив ухо к священной земле Старой площади, можно услышать глухой шум надвигающихся перемен; предвестником их является и уничтожение сразу трех должностей спецпредставителей президента – по Калининграду, по Чечне и по парадоксально звучащей теперь дружбе с Грузией, и сам вышедший наружу скандал с комиссией Алешина, и беспричинное волнение на Большой Дмитровке и Охотном ряду. Пресловутый мандат неограниченного доверия, который народ ждет – не дождется вручить своему обожаемому президенту, позволяет не стеснять себя в реформаторских фантазиях. Можно вовсе упразднить правительство, перепоручив его функции администрации, на американский образец. Можно на радость верным медведям предоставить всю полноту власти над правительством парламентскому большинству и заселить Белый дом проверенными депутатами. Можно, наконец, в самом деле ввести пожизненное президентство для любого гражданина по имени Владимир Владимирович (если не возразит последний гарант демократии, известный публике под названием Вашингтонского обкома). Можно и вовсе оставить все как есть, объявив административную реформу внезапно завершенной – как это было с военной реформой. Где-то, весьма возможно, уже существует заветный план, где-то лежат эти роковые скрижали, на которые занесена судьба всех живущих. Вооружимся терпением – в скором времени мы все узнаем.

Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".

Выбор читателей