Кто станет преемником Путина в 2008 году?

Поиск Преемника уже ведется, как в "ближнем кругу" президента, так и в "дальнем". После скандального выступления перед коллегами в числе кандидатов обозначилась фигура борца за удвоение ВВП Г.Грефа




Главным вопросом, решать который будут в ближайшие годы отечественные политологи, станет рассмотрение вероятных кандидатур на роль преемника Владимира Путина на следующих президентских выборах. Этой теме был посвящен прошедший сегодня в пресс-центре "Известий" круглый стол с участием известных политологов Валерия Хомякова, Сергея Маркова и Максима Дианова.

Уже сегодня поиск кандидатов ведется как в "ближнем кругу" президента, так и в "дальнем". Оба варианта вероятны: в 99-м Путин, до того не входивший в ближайшее окружение Ельцина, стал абсолютно неожиданным для страны кандидатом от власти, а недавнее назначение уже самим Путиным Михаила Фрадкова подтверждает неисповедимость кремлевских комбинаций. С другой стороны, абсолютно новую и нераскрученную фигуру в 2008 г. стране вряд ли станут предлагать – за восемь лет различные команды вокруг президента аккумулируют достаточно административного опыта и ресурса, чтобы делегировать в президенты одного из своих. Сегодня в числе прочих называются кандидатуры Алексея Кудрина, Дмитрия Козака, Германа Грефа, Александра Холопонина – людей, играющих за президента на разных участках общего фронта борьбы с бедностью и удвоения ВВП. Проблема в том, что плюсы, характеризующие каждого их кандидатов в качестве вероятного наследника власти в Кремле, в достаточной степени нивелируются их минусами. А что дает комбинация "плюс на минус", знает каждый школьник.

Здесь показателен пример Дмитрия Козака. Признаваемый многими одним из самых компетентных сотрудников в окружении президента, Козак обладает серьезным и редким в наших краях оружием – профессионализмом. Именно ему Путин доверил две наиболее важные в контексте оздоровления страны реформы: судебную и административную. Но недостатков у Козака, пожалуй, не меньше, чем достоинств. Достаточно вспомнить о скорости реализации судебной реформы, проблемах с управляемостью госаппарата, вялой настойчивостью в реформировании прокуратуры и т.д.

Герман Греф, одна из самых ярких фигур в правительстве Путина, отвечающий в кабинете Фрадкова за макроэкономику, в качестве системного администратора механизма власти обладает серьезными плюсами. Он имеет прямой доступ к президенту, который прислушивается к его рекомендациям. Пользуясь своим влиянием на Путина, Греф активно лоббирует расширение собственных полномочий внутри новой структуры правительства, чувствуя себя непривычно зажатым более-менее знакомым ему Александром Жуковым (исполняющим обязанности первого и единственного вице-премьера) и абсолютно незнакомым Фрадковым. Используя президентскую поддержку, Греф по мере возможностей решает кадровые вопросы, стараясь расставить на основных направлениях в системе исполнительной власти членов своей команды. Можно предположить, что это позволит ему создать мощный административный ресурс в помощь на будущих президентских выборах.

Любому члену правительства с амбициями Жукова ли, Грефа или Христенко министерский статус позволяет без всяких затрат вести мощную персональную пиар-кампанию. Грефу это делать даже сподручнее, чем его коллегам, – в последние годы именно с его ведомством связывали успехи в развитии отечественной экономики. Именно его работе СМИ приписывали небывало высокий рост ВВП и оздоровление промышленного сектора. Благодаря всему этому Герман Греф смог укрепить свое административное влияние. Как заметили участники круглого стола, Греф в скандальном выступлении 6 апреля на научной конференции "Конкурентоспособность и модернизация экономики" допустил высказывания по отношению к первому вице-премьеру Жукову и высокопоставленной аудитории как к своим подчиненным. Сомнительно, что подобное поведение министра, получившее столь широкую огласку в СМИ, не было санкционировано на самом верху.

Однако насколько реален заявленный экономический рост и насколько велика в этом роль непосредственно Германа Грефа, вопрос спорный. Существует мнение о том, что заявленный экономический рост в известной мере является профанацией. Бывшему Минэкономразвития так и не удалось провести структурное реформирование отечественной экономики. Руководству этого министерства оказалось не по силам сделать Россию одним из основных мировых поставщиков высоких технологий. На мировом рынке страна как была, так и осталась сырьевым придатком. Нельзя сказать, что Греф не пытался; его ведомство предприняло ряд инициатив в данном направлении, однако результатов это не принесло. Возможно потому, что задача развития отрасли высоких технологий носит узкопрофессиональный характер и Греф попросту не очень хорошо в этом разбирается.

Неудачей закончилась и его попытка объяснить Западу интенсивный рост российской экономики как результат проведения структурных экономических реформ. В частности, главный экономист Всемирного банка Кристоф Рюль открыто заявил, что реформы Грефа являются потемкинской деревней, никаких качественных изменений в российской экономике не произошло, а рост ВВП объясняется исключительно высокой конъюнктурой нефтяного рынка. В этой связи показателен недавний конфликт Грефа с президентской администрацией по поводу того, какими темпами будет развиваться экономика России. Вряд ли человек с таким характером будет удобен для Кремля. Греф своим парадным докладом ненароком оказал Путину медвежью услугу, выставив президента в качестве не совсем осведомленного руководителя, которому подчиненный дает недостоверную информацию. В Кремле такое не забывают.

Приведенные примеры показывают, как зыбки или поверхностны подчас гадания на тему о "преемнике". Громкие "успехи" даже таких деятельных управленцев, как Греф и Козак на поверку оказываются много скромнее. На фоне отсутствия личной харизмы, работающей как в стране, так и за рубежом, отсутствия ярко выраженной воли к претворению в жизнь декларированных задач – проще говоря, имиджа "сильного человека", способного быть когда надо гибким, когда надо – непреклонным, – амбиции сегодняшних кабинетных и обычных чиновников так и останутся при них. Не следует забывать, что даже в Кремле нынешний Кабинет министров открыто называют техническим. То есть правительство рассматривается как коллектив специалистов, способных качественно и добросовестно исполнять спущенные сверху распоряжения, но не способных принимать решения самостоятельно. Вряд ли в числе таких людей будут искать следующего президента.

Выбор читателей