Расскажи нам, месяц май

Каждый день мая что-нибудь да значит. Кто верит сегодня в старые народные приметы? Многие. Но мало кто в этом признается




Последний весенний месяц рассказать может о многом, если захочет, разумеется. Ведь именно от мая, от его капризной погоды во многом зависит будущий урожай – не только на колхозных и фермерских полях, но и на наших скромных дачных сотках. Он посвящен был богине Майе, чье имя с греческого переводится как мать, кормилица. Она родила бога Меркурия и сама была тоже богиней – плодородия. Наши славянские предки называли май-месяц - травень, травник - появились первые, самые яркие и радостные зеленые всходы, а также - светозарник, розовоцвет, цветень и просто соловьиный месяц.

Начинаются полевые работы, а потому было не до веселья. В мае порядочные люди по этой причине или еще по каким свадеб не справляли, даже если на этот месяц выпадала Красная горка – самое счастливое время для свадебных торжеств в весеннюю пору. Рад бы жениться, да май не велит. Кто в мае женится, тот будет век маяться, впрочем, последнее замечание относится отнюдь не только к этому месяцу. Живи, веселись, да каково будет в мае.

Май весну кончает, лето встречает. Знаю по цвету, что дело идет к лету. С 1 по 6 мая считалось, что наступило оживление весны после апрельской спячки. По 22 мая – разгар весны, а с 23-го уже наступает предлетье.

Ай, ай, сударь май, тепел да холоден. Про погоду мая говорят - в рубахах пахать, в шубах сеять. Особенно холодно бывает, когда дуб листья развернет. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед - мокрое. Май холодный - год хлебородный. Только были бы дожди. Как в мае дождь, так будет и рожь. Когда мокрый май, будет хлеба каравай, а майская трава и голодного накормит. Окладные дожди в мае заряжают обыкновенно на целый день. После дождичка будет солнышко. Дождь в мае хлеб поднимает. Частые майские грозы - к изобилью, ведь гроза - милость Божия. Однако хлеб будет плохим, если к концу месяца будет дождливая погода. Говорили, что в мае дождь - золотой.

Дождливый май – сухой сентябрь и наоборот. Град в мае предвещает вообще градобойное лето. Коли март сух, да мокр май, так будет каша и каравай.

Май коварен, того и гляди в лес уйдет. Два холода считается в мае - когда черемуха цветет и когда дуб распускается. Майский мороз, а таковой частенько у нас случается, не выдавит слез. Коли начало мая теплое, в конце будут холода и наоборот.

Говорят еще, что в мае родиться - век маяться.

В мае немало дней, когда за погодой следует особенно тщательно наблюдать (в этом очерке – первые десять дней месяца). Она немало может рассказать опытному погодоведу о будущем урожае, о предстоящем лете и иных временах года.

1 мая. Кузьма Свекольный и Морковный. На Кузьму да Ивана Нового мудрые хозяева продолжали посадку моркови и свеклы. Рано Yтром полагалось сходить к обетным колодцам-студенцам, смочить семена. Делалось это в тайне, как и всегда от завистливых соседей. Люди более мудрые предпочитали смачивать семена в продолжение трех Yтренних зорь речной водой, разумеется, тоже тайно. Без дождя не сей, сей в ненастье, а убирай в ведро. Май открывается гуленым днем. Коровий праздник - по лугам новый корм. Двор хорош скотом, а не изгородью. Нет травы - нет скота, нет скота - и пищи нет.

2 мая. На Ивана обновляли холстину - новину, дабы она отбеливалась под солнечными лучами. Холстом принято было одаривать весну, когда его расстилали по лугам.

3 мая. Федор. Окликание родителей. Так как на Федора покойники имеют несколько странное обыкновение тосковать в своих могилах, то принято было посещать кладбища и окликать, особым образом причитать по покойным родителям и иной родне. Самое время работать в поле.

4 мая. На Прокулу-Прокла старики за околицей проклинали нечистую силу, становясь лицом непременно к западу. Нечисть после этого отступала на все лето. Прежде всего берегли скотину - она ведь не человек, сама крестным знамением не спасется.

5 мая. В канун весеннего Юрьева дня высевали лук, помогающий от семи недуг. Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук. Лук добро и в бою, и во щах. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Лук да баня все правят. Говорили, что если закуковала кукушка, то пошли грибы - весенние.

7 мая. Савва и Евсей - овсы отсей. Савва – кончается хлеб, начинается голодный май. Когда на дороге грязь - тогда и овес князь. Днем раньше посеешь - неделей раньше уберешь. Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору. До поры до времени не сеют семени. Землю согрело – не опоздай с посевом. В землю не положишь – с земли не возьмешь. Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения (видимо, луны).

8 мая. Марк, Марков день. На Марка небо ярко, бабам в избе жарко. Святого Марка звали ключником - ему принадлежат ключи от всех дождей. С ключника начинали лить теплые и благодатные майские дожди. Зашепчет дождь тихим голосом - поднимется рожь тучным колосом. Коли в мае будет три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных. Даст небо дождь, а земля – рожь. Без дождя и трава не растет. Дождик – мужику рожь, а бурлаку – вошь. Малый дождь землю грязнит, а большой очищает. На святого Марка сеется татарка (Греча). На Марка-ключника хлопоты по дому. Открывали сундуки и выносили проветривать их содержимое. Мыли полы и лавки. На Светлой седмице (переходящей) такой обычай обыкновенно не соблюдали. Считается, что в этот день певчие птицы прилетают уже не поодиночке, а стаями. Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. В Тульской губернии именно 8-го выходили ловить чижей.

9 мая. Глафира – горошница. В первые дни новолуния обычно сеяли горох. Мимо гороха да мимо девки так не пройдешь. Горох да девка – завидное дело. И за морем горох не под печкой сеют. Если сеять горох при северном ветре, он будет жидок; если при западном – будет мелок; коли при южном – будет гнил да червив. Горох полагается сеять при восточном ветре. Начинает цвести черная смородина. В ожидании морозов ее укутывают мешками или пленкой. Ясный и теплый день - предвестник здоровья.

10 мая. Семен-ранопашец напоминает известную мудрость - мужик, умирать собирайся, а земельку паши. Начало ранней пахоты. Пахать в пору, когда гром грянет, лес в листву одеваться станет, а жаворонки с лягушками дружно запели. Святой Боже пахать поможет. На пашне огрехи, в кармане - прорехи. Землю пахать – не в бабки играть. Не будешь лениться с плужком – будешь с пирожком. Вскачь не напашешься. И поедим, и спляшем, только пашню вспашем. Коли орать – так в дуду не играть. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Без черного хлебушка – жизнь хворобой. Черный хлеб – животу родной. Что жизнь – черный хлеб, да соль, да ковш водички ключевой. Срок пахоты определяется следующим образом – пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начали квакать. Глубже пахать - больше хлеба жевать. Теперь эта мудрость активно оспаривается.

Выбор читателей