Наш таежный ответ Голливуду

Герой-супермен из фильма "Егерь" действует в лучших традициях Шварценеггера и Уиллиса, но – в сибирской тайге. Главное же в фильме - точно прописанные приметы места и времени

Егерь, Россия, 2003
Режиссер: Александр Цацуев
В ролях: Игорь Лифанов, Андрей Федорцов, Виктор Степанов, Анна Большова, Оксана Сташенко




Российское кино, в отличие от мирового, всегда было небогато на cуперменов. Игорь Лифанов продолжает дело, начатое Николаем Еременко в "Пиратах двадцатого века" и Игорем Бочкиным в боевиках первой половины девяностых. Он борется с несправедливостью.

Авторы осознают, откуда у их героя "ноги растут". Егерь по кличке "Рэмбо" - "санитар леса" - представляет долгожданный образ нового положительного героя, "пример для подрастающего поколения", как говорит учительница Аля, героиня Анны Большовой. Посреди обстрела он играет в шахматы, посреди заповедника дает отпор высокопоставленному браконьеру и отпускает сбежавшего зэка, потому что закон человеческий сильнее закона государства.

Александр Цацуев в первом полнометражном фильме твердо следовал принципам своего педагога по высшим режиссерским курсам Александра Митты. Трехступенчатое развитие конфликта, драматическая ситуация, альтернативный фактор, побуждающий героев действовать "здесь и сейчас" - вся эта азбука начинающего сценариста тут и там высовывается из фильма. Чтобы "по правилам" разобраться со всеми героями, режиссеру приходится даже минут на пятнадцать затянуть финал. Некоторые сцены не выходят за рамки обязательных для таких историй штампов: неверная жена с любовником на полу у камина, "дама в беде", постоянно нуждающаяся в спасении и сам стержень главного конфликта - друг, ставший врагом - вполне предсказуемы. Кажется, что вот-вот услышишь: "Ты неси меня река-а-а-а". Но нет, вместо "Любэ" - "Сплин". Одни подобные вариации, незначительные отходы от ожидаемого развития событий все же не смогли бы поднять фильм выше простого набора клише. Три кита здесь – детали, актеры и концепция.

"Егерь" поставлен по одноименной книге Владислава Романова, вышедшей в 2001 г. в серии "Россия: Мужская работа". Его герой действует в лучших традициях Брюса Уиллиса и Шварценеггера, но – в сибирской тайге. Главное в фильме, то, что наполняет обычную сценарную схему - точно прописанные приметы места и времени. "Егерь" успевает прокомментировать все: большую политику и местных начальников, школу, больницу и милицию, тележурналистов и дальнобойщиков. Замечателен Виктор Степанов как квинтэссенция высокой власти, "губернатор-батюшка", который хоть и пожурит по делу мелкую сошку, зарвавшегося начальничка, но награды герою пожалеет - уже снятые с руки часы стыдливо наденет обратно.

Хорошего героя играть всегда сложнее, чем плохого. Игорю Лифанову удается не уступить первенство более эффектному "злодею" Андрея Федорцова (он получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале "Виват, кино России!"), хотя сценарий не всегда ему в этом помогает. Остатки литературного слога в монологах "хозяина тайги" режут ухо, но, к счастью, только вначале.

У фильма есть все, что нужно для успеха у зрителей: виды заснеженной тайги и диких животных, погони и драки, несколько потенциальных афоризмов ("морду сиропом намажу и приду", "рыло – это харя", "умом надо думать, а не монтировкой") и вышедшие из сериалов актеры. Игорь Лифанов снимался в "Бандитском Петербурге", "Агенте национальной безопасности", "Ледниковом периоде", "Спецназе", Андрей Федорцов в "Убойной силе", Оксана Сташенко в "Дальнобойщиках" и "Особенностях русской бани". Их лица минимально знакомы, но на большом экране обладают свежестью "новичков".

Первый коммерческий проект возрождающейся Свердловской киностудии и был заявлен как "зрительское кино", но, в отличие, скажем, от активно продвигаемых в том же направлении фильмов "Даже не думай", он пропагандирует не новые ценности консюмеризма, а старые добрые принципы гуманизма. "Егерь" оставляет давно не испытываемое от российских фильмов ощущение приподнятости: добро торжествует, последние злодеи бессильно плюются, все обязательно будет хорошо. Показывать простые истины в увлекательной форме у нас всегда считалось немного зазорным, хотя именно на этом зарабатывает деньги мировой кинематограф.

Зритель, по крайней мере, не считает зазорным смотреть такое "зрительское кино". Перед премьерой слова Александра Цацуева о том, что на просмотрах многие зрители плакали, можно было воспринять как обычное режиссерское преувеличение. После фильма они кажутся простой констатацией факта. "Егерь" успел получить несколько фестивальных призов – именно зрительских симпатий и, как еще один недавний фильм с "положительными примерами", "72 метра" Владимира Хотиненко, будет выпущен на малый экран в виде мини-сериала.


В кинотеатрах фильм Александра Цацуева "Егерь" идет с 13 мая.

Выбор читателей