Россию сделают страной автобанов

Только представьте себе: едете вы по скоростному автобану "Подлещики-Кулебякино", а вокруг – дискотеки, игровые залы, интернет-кафе и пятизвездочные мотели…


Фото: tikho.autotravel.org



Скоро для наших машин не хватит дорог. По данным Министерства транспорта и связи РФ, автопарк России увеличивается ежегодно на 7-10% (причем, основная доля прироста приходится, естественно, на крупные города), тогда как темпы дорожного строительства намного ниже. Например, в 2003 г. наши дороги удлинились всего на 1%. При этом не менее трети существующих федеральных дорог и более 15% мостов находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в ремонте.

Дорог в России, по мировым стандартам, просто мало: на тысячу жителей приходится всего 5,3 км этого удобства, тогда как в США – 13 км, во Франции - 15. К тому же конфигурация дорожной сети РФ имеет радиальную структуру – по принципу "все дороги ведут в Рим" (Третий), из-за чего путь из одной глубинки в другую зачастую получается неоправданно долгим и дорогим. Зато такая структура дорог является наглядным подтверждением того, что Россия – исконно централизованная страна, и всякий там федерализм ей чужд. Кроме того, оценив наши дороги, можно сделать вывод, что Россия – страна, склонная к самоизоляции и экономической автаркии населения: около 50 тыс. населенных пунктов на ее бескрайних просторах не имеют круглогодичного дорожного сообщения с внешним миром. А плачевное состояние имеющихся автодорог сдерживает экономическое развитие страны. Ведь стоимость автоперевозок у нас получается в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах, а доля издержек на автоперевозки в конечной стоимости продукции составляет 15-20% по сравнению с 7-8% в развитых странах.

Сколько дорог нам нужно построить? Руководитель государственной службы дорожного хозяйства Игорь Слюняев утверждает, что "для того, чтобы заявить, что у нас сформирована опорная сеть, нам необходимо построить порядка 50 тыс. км дорог, которые будут иметь федеральное значение, и порядка 400 тыс. км дорог общего пользования". Сейчас же в строй вводится 1 тыс. км федеральных и еще порядка 6 тыс. км местных дорог в год. Вот лет через 50 и построим эту самую "опорную сеть". А куда торопиться?

Однако одно дело – отсутствие у россиян склонности к передвижению и вообще осуществлению каких-либо быстрых телодвижений, и совсем другое – безопасность на дорогах. Эта проблема просто вынуждает внимательнее относится к дорожному комплексу. По оценкам Минтранса, если необходимые меры по модернизации и развитию дорожного комплекса России не будут предприняты сейчас, то к 2010 г. свыше 60% автодорог не будут соответствовать эксплуатационными требованиям, нагрузка на дороги возрастет в 4 раза, скорость движения снизится на 20%, а в иных мегаполисах движение будет полностью парализовано. Количество ДТП при этом возрастет на 40-45% - тогда как и сейчас в авариях по стране гибнет свыше 30 тыс. человек в год.

В общем, с дорогами надо что-то делать. Но что, если российский бюджет хронически недофинансирует дорожное строительство и ремонт? Так, на подпрограмму "Автодороги России", которая является частью принятой в 2001 г. федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы", было выделено 2 трлн рублей. Однако за истекшие три года она недополучила свыше 200 млрд рублей, то есть фактически один год из нее выпал. И непонятно, будут ли компенсированы когда-нибудь эти средства.

В правительстве тем временем решили посмотреть на проблему шире – ведь большое видится на расстоянии. Министерство транспорта и связи разработало программу модернизации и развития автомобильных дорог в РФ на период аж до 2025 года. Но руководство в начале мая отравило ее на доработку. "Хотелось бы, чтобы с учетом обсуждения, более предметного, открытого рассмотрения, привлечения регионов и муниципальных органов власти мы могли бы переформулировать, улучшить эту программу, сделать ее целевой, амбициозной, реалистичной и добиться 100-процентного выполнения", - вынес свой вердикт Михаил Фрадков. Добиться 100-процентного выполнения – это и есть высшее проявление амбициозности! Минфину РФ попутно было дано задание найти источники финансирования дорожных работ в субъектах РФ. А где их там взять, если на протяжении последних лет укрепления "вертикали власти" Центр перетянул к себе львиную долю региональных доходов?

Остается одна надежда – на частный капитал. К строительству дорог предполагается шире привлекать инвесторов, которые превратят автобаны в прибыльные предприятия. Как? Во-первых, новые дороги будут платными. Пусть инвесторы строят их и берут деньги за проезд, но с одним условием: чтобы из пункта "А" в пункт "Б" можно было доехать не только по платной, но и по бесплатной дороге. Понятно, что "проехать", если что, можно и на тракторе… Второй способ привлечь инвесторов – это отдавать им на откуп не только саму дорогу, но и прилегающие территории. Там можно понастроить магазинов, кафе, мотелей и прочих деньгоотсасывающих заведений. Это принесет дополнительную прибыль инвесторам и разнообразит езду. Только представьте себе: едете вы по скоростному автобану "Подлещики-Кулебякино", а вокруг – дискотеки, игровые залы, интернет-кафе и пятизвездочные мотели…

Это, конечно, шутка, или уж на худой конец – дело далекого будущего. Пока неясно, где взять такого инвестора, который согласился бы строить дорогу из Подлещиков в Кулебякино, причем, напрямую, а не через Москву. Не говоря уже о мотелях и стриптиз-барах вдоль этой трассы. Ведь в условиях средней России километр дороги четвертой категории обходится в сумму от одного до нескольких миллионов долларов, а первой категории – и все $30 млн потянет. Это при нормальных условиях, а если на пути встретятся горы или болота – цена еще возрастет. При этом окупается дорога лет за 25, не меньше. Тут нужны отчаянные инвесторы!

В общем, дороги в России – традиционно слабое место. Или сильное – если к нам пожаловал враг. Может быть, упорное нежелание их строить – это неосознанное проявление инстинкта самосохранения нашего народа? Возможно. К тому же, за многие века почти круглогодичной распутицы мы научились обходиться без дорог – и, тем не менее, умудрились построить свою империю. Этим бездорожьем наша империя в корне отличалась от Римской, где со строительства Via Militare начиналось покорение новых земель. Нам это ни к чему. Мы изобрели альтернативные способы передвижения: в нашем арсенале есть, например, гуси-лебеди, конек-горбунок, ковер-самолет. Кому-то больше по душе олени. А в прошлом веке японцы утверждали, что для того, чтобы не строить дорог, русские изобрели "УАЗ". Тоже вариант, хотя многие "козловоды" опасаются причислять свои транспортные средства к внедорожникам: о какой проходимости может идти речь, если эта машина две канавы легко преодолеет, а в третьей сломается?… Олень все же лучше.

Возможно теперь, в свете стратегических планов наших дорожных строителей ситуация изменится: новые платные дороги будут исправно служить "новой России", приближая ее население к мировым стандартам мобильности. Но параллельно с ней будет существовать и старая, с бесплатными раздолбанными колеями, Россия, живущая в своей сказке… про "козла", "буханку" и "головастика" (как в незапамятные времена окрестили в народе детища Ульяновского автозавода).

Выбор читателей