Забытые художники возвращаются

Выкинутые за борт Октябрем художники утратили всякие контакты с родными и близкими на Родине и были преданы забвению. Так произошло и с замечательным живописцем Николаем Александровичем Загрековым




Мы живем в эпоху великих открытий. Железный занавес пал почти 20 лет назад, секретные архивы КГБ давно уже доступны для исследователей. И все-таки что ни день - всплывают все новые и новые имена забытых и вычеркнутых из списков писателей, художников, поэтов. Кого-то репрессировали, кто-то сам благоразумно предпочел лечь на дно, другие уехали за границу. Именно уехали, а не эмигрировали. Ведь в начале прошлого века передовые русские художники учились и повышали квалификацию в крупнейших культурных центрах Европы: Париже, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе. Из-за неожиданно разразившейся Первой мировой войны, а затем и революции многие из них отказались отрезанными от Родины.

Аналогичная судьба постигла и некоторых советских писателей и художников, выехавших из России в прогрессивные 20-е годы. Новая верховная власть, поощрявшая борьбу с "формализмом", не особо доверяла "апологетам буржуазной культуры". По неписаным законам тоталитарного государства за пару загранкомандировок можно было запросто угодить в концлагерь. Многие из тех, кто не рискнул вернуться в СССР, утратили всякие контакты с родными и близкими, а их имена были преданы забвению на долгие годы. Так произошло и с замечательным русским живописцем Николаем Александровичем Загрековым.

Едва ли приличный мальчик из интеллигентной саратовской семьи мог себе представить, какая судьба его ждет. Его родители жили мирно и счастливо. Отец, несмотря на далекую от искусства профессию юриста, слыл человеком творческим: прекрасно играл на скрипке, писал акварелью. Маменька, как водится, играла на фортепьяно, владела языками и чудесно вышивала. А по воскресным дням благородное семейство в полном составе отправлялось в Радищевский музей. Безоблачное детство закончилось в 1905 г., когда Николаю исполнилось всего восемь лет. Во время городских беспорядков погиб отец, матери пришлось давать уроки, чтобы прокормить троих детей. Дом, разумеется, сдали. А будущий художник был вынужден покинуть престижную гимназию и поступить в реальное училище. Правда, в его аттестате оказались всего две пятерки: по поведению и рисованию. Зато будущее Николая Загрекова начало проясняться.

Вскоре он поступил в Боголюбовское рисовальное училище, а уже после революции продолжил обучение в Высших государственных свободных художественных мастерских (СВОМАС). В училище Загрекову повезло – он попал в класс художника Ф.М. Корнеева. Помимо преподавания в Боголюбовском училище, Корнеев руководил собственной школой-студией в Саратове. Ее посещали многие, впоследствии прославленные живописцы, представители так называемой "саратовской школы": Кузнецов, Сапунов, Судейкин, Врубель, Борисов-Мусатов, Сарьян и другие. О своем первом преподавателе Николай Загреков вспоминал с большой теплотой: "Учителем он был превосходным — он поставил мне рисунок и научил чувствовать объем. Мне открылся новый мир, который может возникнуть с помощью карандаша на бумаге".

В 1919 г. художник покинул Саратов чтобы продолжить учебу сначала в московском ВХУТЕМАСе, а затем в Художественно-прикладном училище в Берлине у известного художника, основателя "новой вещественности", Гарольда Бенгена.

20-е гг. – один из самых тяжелых периодов в истории Германии. Внутренние политические потрясения, последствия Первой мировой войны, толпы русских эмигрантов, наводнившие Берлин, чрезвычайно осложнили карьеру молодого мастера. Тем не менее Загреков участвует в выставках, пишет заказные портреты и по протекции Бенгена получает преподавательскую работу. Художника хвалят критики, и он полон самых радужных надежд: "В мое искусство должна войти более глубокая нота, большее единство страстей, большая непосредственность импульса. Не широта замысла, а глубина — настоящая цель современного искусства". Пока же его работы балансируют где-то между немецкой "новой вещественностью" и соцреализмом дейнековского разлива. Энергичные девушки-стахановки и мускулистые спортсмены – главные герои его жизнеутверждающих картин.

Успешная карьера Загрекова прервалась с приходом к власти Гитлера. Как и многие другие иностранцы, он лишился работы, а "красное" происхождение чрезвычайно осложняло жизнь. В то же время о возвращении на родину в начале 1930-х не могло быть и речи. Художник оказался между двух огней. Только в 1934 г. Загрекову удалось устроиться на работу в частную школу живописи на пленэре, где он и "перекантовался" до конца войны. Его ближайшие родственники в России были арестованы, а сам художник после раздела Германии предпочел остаться в Западном Берлине. Эти обстоятельства, однако, не помешали Загрекову прилично подзаработать на бывших соотечественниках: по специальному заказу он пишет 12 портретов советских маршалов. Начиная с 1950-х Николай Загреков — свободный художник и архитектор. Он много работает, пишет заказные портреты, цветы. После его смерти в 1992 г. в Берлине остался целый дом, полный картин.

Выставка "Николай Загреков. Возвращение в Россию" в Государственной Третьяковской галерее организована Обществом друзей Загрекова и проходит в рамках программы "Год германской культуры – 2004".

С 20 мая по 12 июня в ГТГ, Лаврушинский пер. 10, Инженерный корпус

Выбор читателей