Тарантино плюнул в лицо Родине

До такой наглости, чтобы подбить присудить "Золотую пальмовую ветвь" фильму, где действующий президент США выставлен реальным преступником, даже очень смелому человеку надо дорасти. Квентин дорос




А чего они, собственно говоря, ожидали, приглашая возглавить Каннское жюри человека, которому море по колено? К тому же, самого (не побоюсь этого слова) известного и популярного в мире кинодеятеля, фильмы которого в рекламе не нуждаются и которых ждут годами...

Это вам не Большой Голливуд, где продюсеры прижимают к ногтю любого режиссера легче, чем Джорж Саддама. В политике американскому президенту хотя бы поддержка общества нужна, а в искусстве (особливо "самом важном") все решают "мертвые президенты" – и никак иначе. Но это там, за океаном.

А в Европе вышла промашка ужасная. Одному-двум режиссерам в мире (обычно шибко гениальным) рога обломать не удается. Упрутся, как некогда Орсон Уэллс, и ни в какую. Не хотим, говорят, любить свою звездно-полосатую Родину-мать на потребу жирным киномагнатам и администрации президента. Ни за какие бабки.

Другого председателя жюри за такие шутки быстренько бы заставили обивать пороги студий и клянчить бюджет на новые проекты, а нашему мальчику стоит только подумать: "Эх, а не написать ли мне сценарий?" – глядь, а уже пяток банкиров и представителей компаний-мэйджоров телефоны пресс-секретарей обрывают.

Этим обстоятельством не преминули воспользоваться хитрые европейцы, но такого скандала не ожидал никто. Мировой кинобомонд просто о... онемел. Честно признаться, пресса тоже в замешательстве. Более того, сам Майкл Мур, режиссер-лауреат, чуть с кресла не упал, когда объявили победителя. Ну ладно, полвека назад Жаку-Иву Кусто присудили "Пальму" за неигровое кино, так ведь он акваланг изобрел и мировой океан нас любить научил... Да и человек был золотой. А тут что? "You are the criminal, mr. President!"?

Понятно, что как был Тарантино независимым, так, видать, им и остался. Обиделся в свое время на больших дядек-заправил, с трудом наскребших жалкие миллион и двести тысяч баксов на его первый фильм "Бешеные псы". Пришлось к Харви Кейтелю на поклон идти. Сейчас на Мосфильме уважающий себя режиссер соглашается только на втрое большую сумму бюджета, да и то с трудом.

Но независимость независимостью, а до такой наглости, чтобы подбить присудить "Золотую пальмовую ветвь" фильму, где действующий президент США выставлен реальным преступником, даже очень смелому человеку надо дорасти. А в том, что влияние председателя жюри на своих соотечественников (четверо – американцы) велико, сомневаются только совсем наивные. Хотя выглядит сейчас все это, как если б у нас на ММКФ под председательством какого-нибудь Люка Бессонна победил фильм Бабицкого про Чечню. И в этом смысле трудно не согласиться с тем, что демократия для нашей страны покамест зверь чудной и заморский... Но не о нас сейчас речь.

Самое смешное, что Канны до сих пор были фестивалем именно игрового интеллектуального европейского (по большей части) кино. Чтобы там какие политические манифесты – никогда, неприлично. Солнце, море, голые задницы на Круазетт – не располагают. А тут не просто документальное кино, а еще режиссера-провокатора (правда, если судить по его оскароносной картине "Боулинг для Колумбины", Майкл Мур снимать не умеет, а берет, что называется, темой), с гигантским антиамериканским пафосом.

Мур единственный, кто при вручении прошлогоднего "Оскара" ругал Буша-младшего со сцены "Кодака" и тем прославился – толстячок с мутным взглядом и "общегуманной" позицией: оружие убивает, поэтому его надо запретить. До этого 50-летний уроженец штата Мичиган делал агитки про засилье капитала на просторах его с Квентином родины, а также писал антибушевские книги, державшиеся в верхних строчках продаж, с "говорящими" названиями – "Глупые белые мужчины" и "Где моя страна, чувак?".

К тому же он снял один художественный фильм-комедию "Канадский бекон" о партизанах, воюющих против США, которые внезапно напали на соседнюю страну. Правда эта работа осталась незамеченной, и режиссер снова переключился на документалистику.

Теперь имя Майкла Мура вписано в историю кино жестко. Обсуждать достоинства нового творения этого борца за всеобщую справедливость не могу, не видал; выражу лишь убеждение, что все эти братья Коэны, Кустурица и Кар Вай вместе взятые не смогли прекратить антиамериканскую политическую истерику только потому, что современное кино перестало быть исключительно видом искусства, а воспринимается в соответствии с большевистскими заветами – как инструмент влияния на "массы". По Америке прокатывать фильм "Фаренгейт 9/11" до выборов вообще не хотели, поскольку, как выяснилось, компания-дистрибьютор Walt Disney связана с семьей Бушей тесными материальными узами. После Канн можно быть уверенным, что проблемы проката не возникнет, права перекупят – и, в общем, Джорж Буш проиграет на выборах не в последнюю очередь из-за Тарантино.

Теперь надо сказать несколько слов о собственно игровой части Канн. Результаты говорят о том, что азиатское кино в очередной раз заявляет о своей высочайшей конкурентоспособности. Регион, где могут соревноваться с Голливудом, переместился из старушки Европы в те места, где имена по большей части односложные: Вонг Кар Вай, Мэгги Чанг, Пак Чан Вук, Ягира Юйя – таковы имена каннских лауреатов.

Лично я давно говорил – за Юго-Восточной Азией будущее в кино. Голливуд перегрет деньгами, политикой, политкорректностью и хайтековской мертвечиной, из него постепенно уходит то, за что публика старше 15-ти лет любит кино: наивность и свежесть, простота картинки, незамутненность чувств. Сто лет снимать блокбастеры – мозги расплавятся; будешь аплодировать любой чуши про мировой заговор денежных мешков под председательством дяди Сэма.

Азиаты, как известно, мало что сами выдумывают, зато доводят до совершенства западные идеи, как в технологическом смысле, так и в моральном. Они гениальные специалисты по адаптации, что с успехом и постоянством доказывают на всех мировых кинофорумах. За что им честь и хвала.

Выбор читателей