Феномен "особых русских"

Иванов, не помнящих родства, у нас пруд пруди, но кацкарей среди них почти нет. Эта этнографическая группа насчитывает всего-то 2 тыс. человек, зато кацкари и русский язык придумали свой, и даже газету на нем выпускают


Фото: myshkin.ru



Есть на западе Ярославской области небольшая река Кадка с многочисленными притоками, с заросшими перелогом полями – бурным подлеском эпохи так и не состоявшегося в России фермерства. Воздух здесь свеж (не считая экологически чистого запаха навоза с полей), а люди просты и приятны. Прозывается местное население кацкарями – это малая этнографическая группа русского народа со своей культурой и диалектом. Заговорили о феномене кацкарей всего несколько лет назад, а мифов сотворили уже достаточно. То ярославское телевидение разродится сюжетом о перспективных планах "малого народа" представляться в ООН, то столичные газеты возвестят о пассионарном взрыве в отдельно взятом кацком селении. Поэтому Сергей Темняткин, глава Музея кацкарей в деревне Мартыново, почти сразу устало отмахнулся – мол, пишите, что хотите, ему все равно. Ну что ж, попробуем правду и только правду!

Не народ

Малые этнографические группы у нас представляют обязательно папуасами Новой Гвинеи, сетует Сергей, но ведь весь русский народ состоит из разных групп. Кацкари – просто одна из них. Уже без малого пять столетий известна кацкая земля, долгое время объединенная волостью Кадка (позже Кацкий стан) по названию реки. Собственно, река и сформировала кацкарей в единое целое. Предки кацкарей собрались из разных мест, а теперь выплавились в единое целое.

Обособленность кацкарей нашла свое отражение в бытующем прозвище всех дальних и ближних соседей – заволосные. Что, расхотелось в Кацкий стан ехать, волосы жалко? Не бойтесь, заволосные – от слова "волость", то бишь "за волостью нашей" живущие. Хоть и разделена сегодня Кадка по трем районам и волости сто лет в обед нет, а все равно: по Кадке – кацкари, а остальные – заволосные. Для городских кацкари тоже выдумали свое словечко – питеряне. Произошло оттого, что ходили кацкие мужчины в Петербург на работы. Получилось – все городское изначально связано на Кадке с Питером.

Кацкари вообще люди творческие, диалектных слов сохранили и напридумывали чуть ли не тысячи. Язык получился русский, но свой.

Чугрей, Палучато и белая скотина

Пятивековое проживание на одном и том же месте привело к формированию большого фольклорного пласта. В мифологии кацкого населения присутствуют сразу несколько аутентичных персонажей. Один из самых старинных, ныне уже и подзабытый порядком, – демон Чугрей. Существо в наш век сексуальной терпимости крайне продвинутое: интересуется только мужчинами. Как кто чего из запретов нарушит – вмиг закрутит в вихре мужика да унесет невесть куда. Одно от него спасение: закрестить топором свой первый след, как из дому вышел.

Поэтому топор у кацкарей в чести. Есть он и на кацком гербе (придуманном местными энтузиастами), и в кацкой легенде о поругании священного дуба. Некий мужик задумал срубить дуб; начал топором махать, а инструмент как выскочит! И в Кадку канул! Искал ушлый мужик топор на дне речном, искал – нет его и все тут! Испугался, отступил от дуба. Так, по мысли краеведов, отразила местная история первые неудачные попытки христианизации кацкарей.

Еще один герой, Палучато – огненный летающий уж, приносящий в избу богатство. Кацкий наличник частенько символически воспроизводит на верхней четверти двух змеек в стремительном движении друг к другу. А раньше были знающие люди, что умели приручать местного "дракончика".

В большем почете у кацкарей белая корова – символ Солнца. Крестьянская жизнь зависела от солнца да от коровы. Зато козу в кацких селениях вы не найдете – вот он, коровий антипод. Лошадь, тоже белая, считается предвестницей смерти. Особенно, если появляется она на деревенской околице (границе привычного сельского мира с внешним) поутру. Да и сама Смерть у кацкарей белая: ходит по Кацкому стану старуха в белых одеждах, забирает к себе тех, кому час подошел.

На дворе главней всех дворовой. Является в красных одеждах, подпоясанный кушаком, вид имеет серьезный. Домовой дома сидит, на двор не показывается. Говорят, на свинью похож, ну да нам увидеть такое чудо не обломилось. А банника и вовсе нет. До 1948 года, когда появилась на Кадке первая баня, мылись кацкари в печках. Печку натопил, все уголья вычистил, намылился и вперед. Только ушат с водой для охлажденья печной атмосферы сунуть надо, а то после протопки там градусов триста. Самое полезное мытье – всех болезнетворных микробов убьет.

Рациональные по природе кацкари не только на бани не тратились. Изобретений в быту хватало. В частности, кацкая погремушка. Вырабатывалась из целого бычьего мочевого пузыря – просто, экологично и, главное, практично.

И тебя посчитают

Читали ли вы когда-нибудь деревенский журнал? Кацкари делают это регулярно. "Кацкая летопись" является правопреемником газеты с одноименным названием. Издается с 1992 года, в каждом номере кацкие новости, рассказы о кацкарях, статьи о кацкой истории, кацкая поэзия и многое-многое другое кацкое. "Кацкая летопись" – единственное издание в России, вещающее на диалекте русского языка. Тираж – 500 экземпляров. У некоторых районных газет поменьше будет. Да и кацкарей (жителей селений по Кадке и притокам) всего-то 2020 человек по последней переписи. Подписаться на издание, кстати, можно по всей России. Стоит это удовольствие всего 40 рублей в год...

Журнал – не единственное начинание Темняткина и компании. Деньги на сохранение и развитие кацкой деревни зарабатывает Музей кацкарей в Мартынове. Всех туристов здесь с присущей кацкарям основательностью записывают и учитывают. В прошлом году побывало 3003 человека. Теперь у кацкой молодежи меньше стимулов уезжать в город.

Ярославские власти, проникшись к усилиям сельчан, сначала заасфальтировали дорогу в Мартынове. А недавно и вовсе соорудили целый разворотный круг для больших экскурсионных автобусов около музея.

Помимо экскурсии по музею и селу можно посмотреть на "коменничанье" – своеобразную игру-затею на кацкий манер, потом угоститься томленой картошечкой с топленым молоком из русской печки прямо в одной из музейных изб. Поди, не двух, а целых трех-четырех зайцев убили кацкари, открыв музей и зазывая московских с питерскими туристов. Быт сберегли, обряды возродили (те же "коменничанья" закончились по деревням в 1995-1996 годах), денег немножко заработали и сами жить веселее стали. В ближайшие годы обещают традиционную кацкую ригу в Музее восстановить – будет полон кацкий двор в прямом смысле слова.

"Феномен кацкарства", так назвали свою статью студенты питерского университета, проходившие осенью 2001 года фольклорную практику на Кадке. А может, и не феномен это, а нормальное дело, когда, по словам тех же студентов, "есть интерес к истории, этнографии, осознании своей округи как местности с особой традицией". Так или иначе, но большое видится на расстоянии. Иванов, не помнящих родства, у нас пруд пруди, а вот кацкарей среди них почти нет.

Выбор читателей