Тбилиси морит южных осетин голодом

Ситуация в Южной Осетии, так резко обострившаяся вчера, на первый взгляд приходит в норму - грузинские войска покидают автономную республику. Но она, по сути, оказалась в экономической блокаде




Ситуация на границе Грузии и Южной Осетии, так резко обострившаяся вчера, приходит в норму - но только на первый взгляд. Наблюдатели отмечают, что республика фактически оказалась в экономической блокаде.

Напомним, в понедельник в районе осетинского села Тквиави, находящегося в нескольких километрах от столицы автономии Цхинвали, неожиданно появились спецназовцы, грузинская бронетехника и пушки. Общая численность войск достигала 300 человек. Военные утверждали, что таким образом проводится борьба с контрабандой - войска введены для защиты четырех блокпостов, установленных несколько дней тому назад. Видимость законности была соблюдена: официальный Тбилиси утверждает, что в Осетию вошли только внутренние войска МВД и, таким образом, операция направлена только на поддержание правопорядка и ее нельзя расценивать как военную агрессию.

Грузины были настроены донельзя решительно: "Если будут предприняты силовые действия против блокпостов, которые занимаются борьбой с контрабандой, мы сделаем все, чтобы защитить их, если нужно, даже используя оружие", - сказал глава МВД Грузии Георгий Барамидзе. Источником угрозы грузинские силовики считали российских миротворцев, чьи части находятся на территории Южной Осетии. Слова их командующего, генерала Святослава Набздорова, давали некоторые основания так думать.

Через несколько часов ситуация благополучно разрешилась. Получив от россиян заверения в том, что атаки не будет, грузинские войска начали покидать Южную Осетию - хотя сообщения о том, что с ее территории ушел последний грузинский солдат, пока не поступали. Но даже независимо от этого у наблюдателей осталось много вопросов.

Во-первых, выставлять какие-либо посты на границе Грузия не имела права - так гласит сочинский договор 1992 года. Подобные меры могут быть приняты только с согласия четырехсторонней комиссии. Так что недовольство Москвы и Цхинвали имеет под собой веские основания.

Во-вторых, если в ближайшее время пресловутые блокпосты не уберут, Южная Осетия окажется, по сути, в экономической блокаде. Под понятие "контрабанды", по мнению грузинской стороны, попадает, например, российский хлеб, ввозимый через границу. Более того, по свидетельствам очевидцев, грузинские "правоохранители" попросту отбирают продукты у всех въезжающих в Южную Осетию. Возмущение блокадой выразил вчера президент автономии Эдуард Кокойты.

И главное: обозреватели считают, что эта тактика является началом блицкрига по захвату Грузией своей автономной республики. Вдохновленный успехом в Аджарии, Михаил Саакашвили не раз говорил, что пора прибрать к рукам и остальные автономии - Южную Осетию и Абхазию.

Это наихудший вариант развития событий: осетины, живущие на российской территории, в Алании, вполне могут оказать соотечественникам военную помощь. И тогда в вооруженный конфликт будет втянута и Россия. Напомним, Южная Осетия неоднократно выражала намерение войти в состав РФ, но Тбилиси возражал, что автономия не признана в качестве независимого государства ни одной страной мира и не имеет права на самоопределение.

Вскоре после выхода этой статьи в отношениях Грузии и Южной Осетии возникла новая проблема: супруга Михаила Саакашвили, голландка Сандра Рулофс, попыталась въехать в Осетию - ее визит приурочен к Международному дню защиты детей. Но ей отказали. Константин Кочиев, советник президента Южной Осетии, заявил: "Я не знаю, как она туда поедет. Наверное, на танке... Мы рассматриваем требование пропустить Сандру Саакашвили в одно из грузинских сел через нашу территорию как ультиматум, повод для развязывания военных действий".

Чуть позже президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что республика готова предпринять еще одну ответную меру - перекрыть Военно-грузинскую дорогу для блокады Грузии. Этот древний тракт, проходящий через цепь Кавказских гор, в настоящее время имеет большое экономическое значение как кратчайший путь из Северного Кавказа в Закавказье.

Глава МИД России Сергей Лавров в телефонном разговоре с грузинским коллегой Саломе Зурабишвили выразил озабоченность сложившимся положением. Напомнив, что ввод спецназа нарушает действующие соглашения, российский министр подчеркнул, что Грузия должна выполнять свои обязательства и "решать все проблемы исключительно мирным путем".

Выбор читателей