Банковский кризис остановит только футбол

Российская банковская система станет лучше, если в результате естественного отбора число банков уменьшится. Что это будут за учреждения и пострадают ли в итоге подобной эволюции вкладчики – мы узнаем после Евро-04




Который день подряд российская банковская система продолжает оставаться в состоянии шаткого равновесия. Известные события вокруг "Содбизнесбанка" и "Кредиттраста", а также таинственного "черного списка" ФСФМ спровоцировали в банковской среде эпидемию подозрительности, фактически парализовав тем самым рынок межбанковских кредитов. Ситуация на межбанке продолжает усугубляться, в результате чего в понедельник ставки МБК выросли до 6-8%-ного с уровня с 1,5-2% в пятницу вечером.

Напомним, что накануне ряд аналитиков и авторитетных российских СМИ поспешили заявить о возможности перерастания сложившейся на межбанке ситуации в полномасштабный банковский кризис. По мнению ряда экспертов, взаимное недоверие контрагентов по МБК может спровоцировать серьезный кризис ликвидности у ряда средних и мелких банков, способный повлечь за собой их крах.

Последним аккордом, довершившим банковскую истерию, стало вчерашнее выступление Джонатана Шиффера – вице-президента рейтингового агентства Moody's, курирующего Россию. По его словам, российская банковская система нуждается в сокращении числа кредитных организаций. "Мы увидим, что в течение года, двух, трех, пяти, десяти лет российская банковская система количественно очень сильно сократится, – заявил Шиффер, – это должно произойти либо за счет естественного отбора в результате выявленных нарушений, либо за счет слияний и поглощений кредитных организаций. Для российской банковской системы станет лучше, если она количественно станет меньше числом. Думаю и надеюсь, что Центробанк, где работает порядка 80 тыс. сотрудников, будет постоянно усиливать качество надзора и регулировать банковские стандарты. И со временем они будут становиться строже и строже, жестче и жестче", – резюмировал вице-президент Moody's.

На фоне последних событий подобное заявление можно воспринимать как "программное". Создается впечатление, что финансовые власти действительно не прочь провести чистку банковских рядов, которая способствовала бы (по мнению авторитетных западных экспертов) укоренению в банковской среде естественного отбора.

С одной стороны, подобную чистку можно рассматривать, скорей, как благо для отечественной экономики, призванное избавить ее от всевозможных "ручных" банков, созданных в интересах конкретных групп и лиц. С другой – не стоит забывать, что сейчас любое силовое воздействие государства на коммерческие структуры еще больше усиливает ощущение нарастания давления (порожденного "делом "ЮКОСа") власти на бизнес. В случае с банками это обстоятельство может быть усугублено еще и социальным аспектом: банковский бизнес наиболее чувствителен к любым воздействиям извне, которые в кратчайшие сроки начинают сказываться уже на третьих лицах – клиентах и вкладчиках. К счастью, большинство банков – потенциальных кандидатов на роль "жертв естественного отбора" в силу специфики своей деятельности не имеют широких клиентских сетей, а также частных вкладчиков. Однако существуют и исключения. Последние события вскрыли "суть проблемы", продемонстрировав возможность использования банками вкладчиков для прикрытия не самых благовидных деяний.

Здесь мы подходим к главному – что и как необходимо делать государству, чтобы навести порядок в банковской сфере, не нарушив сложнейшей финансовой инфраструктуры экономики. Ответ на этот вопрос носит пока что общий характер и сводится к необходимости исключительно тонкого хирургического подхода и противопоказанности любой компанейщины. Подтверждением тому стали последние события: топорные действия ЦБ не смогли предотвратить вывод активов, зато предельно озлобили вкладчиков, спровоцировав панику на рынке; не менее непрофессиональным стало и заявление главы ФСФМ относительно наличия "черного списка банков". Все это повлекло за собой лишь нарастание нервозности и взаимных подозрений в банковской среде. Причем сомнительно, что за словами чиновника стояло желание совершить умышленную "диверсию", скорей он хотел блеснуть "достижениями" своего ведомства перед президентом, не задумавшись о последствиях. Это хорошо видно по запоздалым оправданиям, звучавшим в последние дни из уст чиновников ФСФМ, ЦБ и примкнувшего к ним МВД. Все они наперебой открещиваются от причастности к "черным спискам".

Говорить о "повторении 95-го года" сегодня преждевременно – банковский кризис (если таковой случится) будет носить скорее локальный характер и в той или иной степени затронет лишь наименее устойчивые некрупные банки. До сегодняшнего дня "кризисные явления" не выходили за пределы проявления взаимного недоверия в рамках рынка МБК. Опасной чертой может стать вовлечение в процесс клиентов и вкладчиков банков и возникновение паники в их рядах. Такое возможно, если под ударом будут оказываться все новые и новые банки. Однако повторение судьбы "Содбизнесбанка" и "Кредиттраста" другими кредитными учреждениями крайне маловероятно – как минимум, в ближайшей перспективе. Судя по последним заявлениям, представители государственных контролирующих структур сами не на шутку "напуганы эффектом" и, скорей всего, воздержатся от дальнейшего раскачивания лодки.

По-видимому, и государство и сами банкиры приложат все усилия, чтобы спустить конфликт на тормозах, ибо его возможные последствия не входят сегодня в планы ни тех, ни других. Последние события показали, что проблему "плохих" банков невозможно решить кавалерийским наскоком, хотя решать ее, бесспорно, надо. Стороны, видимо, возьмут тайм-аут и попытаются поразмыслить над тем, как быть дальше.

К тому же, на носу чемпионат Европы по футболу, а футбол такого уровня одинаково любят и банкиры, и чиновники. По мнению многих аналитиков, в подобные периоды спортивные баталии отнимают у бизнесменов куда больше внимания, чем баталии финансовые. А значит, самое время вспомнить бессмертное: о спорт – ты мир!

Выбор читателей