Здравствуй, ночь. Прощай, жизнь

Политическое кино – не обязательно агитка, иногда это попытка разобраться в событиях. Фильм Марко Белоккьо – один из лучших образцов жанра. Правда от подобной установки может пострадать кино как таковое

Здравствуй, ночь (Buongiorno, notte)
Италия, 2003
Режиссер: Марко Беллоккьо
В ролях: Луиджи Ло Кашио, Майя Санса, Роберто Херлитцка




Италия – страна, где существует и до сих пор успешно развивается жанр политического кино, почти забытый всеми прочими, кроме каннского триумфатора Майкла Мура.

16 марта 1978 г. лидер итальянской партии Христианских демократов Альдо Моро был похищен террористами из "красных бригад". Его тело нашли 9 мая того же года в багажнике красного "рено", на полпути между штабами Коммунистической партии Италии и партии Моро. Этот эпизод, один из самых трагических и травматичных в истории современной Италии, которым для страны завершилась революция 1968 года, уже стал основой двух фильмов и многочисленных книг. Одну из них, "Заключенный" ("Il prigioniero"), написала участница похищеня Моро Анна Лаура Брагетти вместе с журналисткой Паолой Мартинелли. На эту книгу Белоккьо опирался в работе над сценарием.

"Здравствуй, ночь", считавшийся главным претендентом на "Золотого льва" прошлогоднего Венецианского фестиваля и побежденный "Возвращением" Звягинцева (хотя Белоккьо и получил несколько меньших по значению призов, включая награду за лучший сценарий), не просто политический фильм. С одной стороны, это реконструкция событий тех месяцев для молодого поколения, знающего о "деле Моро" лишь понаслышке. С другой стороны, режиссер неоднократно заявлял, что в его намерения не входило создавать документальную версию случившегося. Фильм берет свое название из аллегорического стихотворения американки Эмили Дикинсон "Доброе утро, полночь" – о мучительном выборе между Днем и Ночью. Его героиня вынуждена предпочесть Ночь, потому что День сам отказался от нее.

В центре сюжета – терзания тюремщицы Моро, "террористки" Кьяры, ведущей двойную жизнь и уже не уверенной в правильности того, что делают ее товарищи. Проследить психологию террориста пытался совсем недавно Карен Шахназаров в фильме, также основанном на реальном событии и на его литературном описании, сделанном самим террористом, – Борисом Савинковым. Преимущество "Buongiorno, notte" перед "Всадником по имени Смерть" – история, не загороженная декорациями из папье-маше, которая в силу большей близости воспринимается более эмоционально. Шахназаров отстраненною исследует анамнез русского терроризма, а Белоккьо создает одновременно памфлет и притчу.

Режиссер избегает прямых оценок, но, хотя показывает происходящее с точки зрения террористов, делает самой яркой фигурой их пленника. Роберто Херлитцка (в 70-80-е – один из постоянных актеров в социальных комедиях Лины Вертмюллер) сыграл также небольшую роль адвоката в русско-итальянском проекте Никиты Михалкова "Очи черные". Его Альдо Моро – благородная и всепрощающая жертва, которая не может ненавидеть даже своих тюремщиков.

Кьяра – звено, связывающее мир "красных бригад", трудов Маркса и черных масок с миром, где продолжают рождаться дети, мужья изменяют женам, а носки рано или поздно приходится штопать. Майя Санса, дебютировавшая в фильме Белоккьо "Кормилица" в 1999 г., доказывает в новой ленте свое право называться одной из восходящих звезд европейского кино, в список которых она попала сразу после появления на экран.

Фигура Кьяры объединяет в фильме несколько пластов. Главный – психологический анализ отношений между похитителями и похищенным, подвергающий сомнению любые идеологические установки, оправдывающие убийство. Другой – взгляд режиссера на политическую историю Европы; одна из лучших сцен фильма – та, где друзья и родственники, собравшиеся, чтобы вспомнить погибшего отца Кьяры, и поют на мотив "Катюши" песню о храбрых партизанах.

Кроме того, "Здравствуй, ночь" строится на противопоставлении того, что должно было произойти, и того, что произошло. Отсюда – постоянные намеки на иллюзорность всего действия, которые кажутся искусственно сконструированными и порой фальшивыми. Попытка саморефлексии в виде сценария о террористке под названием "Здравствуй, ночь", который пишет юный сослуживец Кьяры Энцо и который похитители обнаруживают среди бумаг Моро, не отыгрывается до конца. Птицы, которым удается улететь из клетки, – не более чем шаблонный символ. Тем не менее, эти элементы, как и назойливые документальные врезки, необходимы для подготовки действительно мощного финала, обвиняющего не террористов, убивших Моро, а тех, кто сделал это убийство неизбежным.

Фильм можно увидеть в кинотеатре "Ролан" с 3 июня.

Выбор читателей