"Балльные" штрафы больше не вернутся

Правозащитник Л.Ольшанский критикует очередное наступление силовиков на автомобильном фронте. Обнадеживая водителей, он ссылается, как ни странно, на президента и правящую партию




Вчерашнее заседание Совета Федерации, на котором Министерство внутренних дел предложило ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения, вызвало широкий резонанс. Водители в страхе ждут реанимации печально известной балльной системы штрафов.

Как известно, в понедельник замглавы МВД Александр Чекалин рассказал о поправках в законы об ответственности водителей, которые должны, по его мнению, существенно снизить число ДТП. Все предложенные им меры относятся к числу непопулярных: безоговорочно лишать прав за проезд на красный свет, вождение в пьяном виде, превышение скорости более чем на 40 км/час. И главное, замминистра требует вернуть балльную систему штрафов - кошмар водителей начала 1990-х годов.

По словам Чекалина, нынешний чересчур либеральный Административный кодекс только поощряет безответственных водителей: ведь за нарушение ПДД права не отбирают, и виновник продолжает ездить, создавая угрозу другим участникам движения. Да и штраф при этом зачастую не платится - по данным замминистра, три четверти водителей "игнорируют эту меру государственного принуждения".

Реанимация балльной системы, считает Чекалин, в корне изменит ситуацию. Как известно, за 15 штрафных баллов нарушитель лишается права садиться за руль. Однако силовик забыл о пресловутой российской специфике: чем серьезнее потенциальное наказание, тем больше взятка инспектору. По словам адвоката Леонида Ольшанского, известного защитника автомобилистов, сейчас неофициальный тариф за нарушение правил составляет половину установленного законом штрафа. Но при возврате к "баллам" он увеличится во много раз, и соответственно вырастет уровень коррупции в рядах сотрудников ГИБДД. "С балльной системой учета будет вестись борьба не на жизнь, а на смерть", - заявил правозащитник.

Ольшанский напомнил, что действующий Административный кодекс устраивает правящую партию и президента. Перед голосованием в Думе Владимир Путин прислал десять страниц своих замечаний, но ни одно из них не касалось 12-й главы, где говорится об ответственности за нарушение ПДД. Для юриста несколько необычно ссылаться на "заветы" власти, но автовладельцев его высказывание только порадует. Тем более что справедливость этих слов уже подтверждалась: Дума отвергла множество попыток оживить балльную систему и вряд ли уступит на этот раз.

Зато одобрение Ольшанского получили две другие меры, которые предложило МВД. Разрешить водителям самим оформлять протокол о мелком ДТП в случае согласия обеих сторон, по мнению адвоката, будет очень полезно. После введения в действие пресловутой ОСАГО число зарегистрированных аварий, скажем, в Москве возросло в семь раз. Из-за любой царапины на кузове водители останавливаются посреди проезжей части, вызывая гигантские пробки, и ждут, пока к месту происшествия пробьется автомобиль ГИБДД.

Впрочем, этот вариант не нравится третьей заинтересованной стороне - страховщикам. По словам сотрудницы РОСНО Татьяны Ивкиной, страховые компании уже раскрыли несколько попыток обмана и не хотят верить водителям. Страховщики требуют, чтобы на акте о ДТП обязательно стояла подпись инспектора.

Выбор читателей