Последний вздох шахтеров

Двое шахтинских горняков находятся в критическом состоянии, остальные 17 голодающих – в крайне тяжелом. Врачи и коллеги просят бунтарей прекратить акцию. Шахтеры отказываются, они намерены идти до конца




Двое голодающих работников Шахтинского завода горного оборудования находятся в критическом состоянии. Как сообщил представитель профкома предприятия Виктор Сальников, штаб забастовщиков предложил им прекратить акцию протеста, однако гордые горняки отказались. По его же словам, 17 остальных голодающих тоже еле держатся на ногах. Врачи, которые постоянно контролируют их здоровье, говорят, что у участников забастовки скачет давление, кружится голова и наблюдается слабость. В целом медики оценивают их состояние как тяжелое. Напомним, всем горняками от 40 до 60 лет.

Нынешняя голодовка - это второй этап акции протеста. В первых числах июня отказались от еды 16 рабочих дочернего предприятия ООО "Компания "Ростовуголь". К ним присоединились и сотрудники строительно-монтажного управления №1. В списках протестующих был 41 человек. Люди рассказывали, что на заводе горно-шахтного оборудования зарплату не платили год и им давно уже не на что жить: собирать детей в школу, нечем платить за коммунальные услуги, да и просто нормально питаться. Общая сумма долга по заработной плате коллективу из почти 700 человек составляет 27 млн рублей. Однако руководство предприятия, находящегося на грани банкротства, полностью выплатить своим сотрудникам кровно заработанные не может.

Шестого июня были госпитализированы двое ростовских участников голодовки. Как сообщил тогда зампредседателя теркома "Росуглепрофсоюза" Юрий Каунов, с диагнозом "спайка кишечника" в больницу попал мужчина, а с диагнозом "гипертонический криз" - женщина.

Девятого июня взбунтовавшимся горнякам выплатили долги по зарплате, и они прекратили участие в акции. А 10 июня голодовку объявили еще 22 работника завода. Вскоре еще трое шахтеров были госпитализированы в связи с обострением хронических заболеваний. Это мужчина и две женщины. В больнице они оказались из-за проблем с сердцем, сообщил Виктор Сальников. Остальные 19 голодающих, несмотря на настоятельные рекомендации врачей, решили продолжать акцию протеста до победного конца.

Сальников напомнил, что накануне рабочие предприятия не согласились на частичное погашение им долгов по зарплате.

Тем временем ростовский терком Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности обсудил проект соглашения, которое предполагается заключить между ОАО "Ростовуголь", ООО "Компания "Ростовуголь" и мэрами трех "угольных" городов - Шахт, Новошахтинска и Белой Калитвы. Это соглашение, если, конечно, его пункты будут устраивать профсоюзных лидеров, гарантирует выплату долгов по заработной плате всем работникам предприятий "Ростовугля" до 15 июля 2004 года. Когда это произойдет, можно будет говорить о победе голодающих горняков.

Как сообщил зампредседателя Ростовского теркома Росуглепрофа Юрий Каунов, на недавних торгах были проданы две шахты за 192 млн руб., что составляет примерно 80% от суммы долгов, причитающихся работникам обанкротившейся угольной компании. К 18 июня, возможно, будет продана еще одна шахта – "Октябрьская", так что надежда на получение работниками своих денег реальна как никогда.

Между тем Шахтинский завод - далеко не единственное предприятие, где горняки недовольны условиям труда и требуют выплаты задолженности по зарплате. В ближайшее время аналогичные забастовки могут произойти также на Сахалине и в Восточной Сибири, где на обанкротившихся или заброшенных шахтах имеют место подобные конфликты, предупреждает Анатолий Скрыль, директор информационного центра "Росинформуголь". Однако, по его словам, не стоит это воспринимать как массовое движение, охватывающее всю страну.

Скрыль утверждает, что российская угольная промышленность в целом выдержала экономические реформы. Большинство шахт перешло в частные руки и сегодня принадлежит крупным рентабельным компаниям, у которых имеются неплохие перспективы для развития.

Общая сумма задолженности по зарплатам на российских угольных шахтах сегодня исчисляется 2,5 млрд рублей. В начале 90-х гг., когда горняки перекрыли железнодорожные пути, чтобы привлечь внимание к своей беде, задолженность составляла 4,5 млрд рублей.

"В целом российская угольная промышленность сейчас поднимается, – утверждает Анатолий Скрыль. – На протяжении последних пяти лет добыча продолжает расти. Сегодня она достигает 276 млн т, а к 2020 г. должна вырасти до 430 млн тонн".

Нынешний рост цен на нефть и ожидаемый рост цен на российский газ в сочетании с продолжающейся либерализацией рынка должны благоприятствовать российской угольной промышленности. И это делает еще более жестокой участь работников наименее рентабельных шахт – людей, решившихся на голодную смерть.

Выбор читателей