Конец света уже был. И не один

Каких-то 500 лет назад не было на Руси темы популярней выяснения даты конца света. Средневековые "top-news" неизменно включали в себя сообщения о страшных знамениях неумолимо надвигающегося Апокалипсиса




Конец света занимает умы российских жителей уже более тысячи лет. А каких-то 500 лет назад и вовсе не было темы популярней выяснения, когда же он наступит, этот конец. Средневековые русские "top-news" – хоть летописи, хоть "сарафанное радио" – неизменно включали в себя сообщения о страшных знамениях неумолимо надвигающегося Апокалипсиса. Появление комет, "турус земной" (землетрясения), северные сияния не к месту и прочие радости жизни обещали скорое второе пришествие.

Если для язычника время представляло собой круг в единстве и бесконечности рождения-смерти, то для христианина оно стало конечным. После всех перипетий борьбы Христа с антихристом должно было наступить безвременье – рай на земле для праведников и вечные муки для грешников. Соответственно, дата конца света понималась как важнейшая в истории человечества.

Трепетное ожидание конца не оставляло средневекового человека почти никогда. Традиционно панические настроения нарастали к определенным датам. Правда, первая волна паники обошла Русь стороной, но случилось это только потому, что христиане Европы ожидали первый серьезный конец света в 1000 г., а Русь крестилась всего лишь 12-ю годами ранее. Зато следующий юбилей мы не пропустили! В 1492 г., он же 7000 год от сотворения мира, в Москве даже перестраивали Кремль – с целью лучше подготовиться к грядущему концу. Встретить, так сказать, во всеоружии.

Эти годы были выбраны совсем не случайно. В Библии неоднократно упоминается, что один день Божий равен тысяче земных лет. Плюс ко всему, все сущее было создано Им за семь дней; соответственно, и тысяча, и семь тысяч лет маркировались многими толкователями Священного писания как полный срок бытия человечества. Интересно, что на фоне апокалиптических настроений в 1492 году Колумб открыл Америку...

Большие надежды православные русские возлагали на 1666 год. Тут и объяснять ничего не нужно, можно только добавить, что в это время как раз начался раскол в Русской церкви после реформ патриарха Никона. В конце XVII – начале XVIII в. значительная часть русского населения томилась в ожидании конца света и прихода антихриста. Под руку удобно подвернулся царь-реформатор Петр I. Антихристом его считали и старообрядцы, и многочисленные сектанты. Здесь как нельзя лучше проявилась одна особенность ожиданий светопреставления: об Апокалипсисе начинают говорить в переломные для страны времена.

После петровской эпохи разговоры о конце света вроде бы сошли на нет – и совершенно неожиданно возродились в конце XIX века. Рудименты этого феномена фольклористы ловят по всей России до сих пор.

Типичные рассуждения о конце всего сущего выглядят так. Якобы по Библии предсказано, что настанут последние времена, когда по небу будут летать железные птицы, всю Землю опутают сети, а люди спустятся под землю. Надо отметить, что абсолютно схожих пророчеств в Библии нет. Да и Библией в народе могли назвать любую объемную книгу религиозного содержания. И наоборот, деревенские Библии часто неверно назывались самими крестьянами Святцами или еще как-нибудь. Парадокс заключался в том, что абсолютное большинство "предсказателей" не читали Библию, а чаще всего ссылались на своих знакомых и друзей, у которых эта "Библия" была. Ну а в "железных птицах" легко угадывались самолеты, как и в "сетях" – телеграфные провода; "подземные жилища" зачастую трактовались как метро.

"Так что же это был за феномен такой?" – обратились мы с вопросом к специалистам, занимающимся русским фольклором. Оказывается, корни явления остаются загадкой. Есть несколько предположений. Наиболее аргументированным из них является объяснение феномена народных предсказаний через социальную и культурную напряженность непривилегированных сословий в период промышленного переворота. Переходя от традиционного аграрного хозяйства к жизни в городах, люди испытывали стресс; представления о конце света актуализировались в переломную эпоху, когда вчерашний крестьянин терял свою культуру, но еще не становился полноценным горожанином. То есть для него наступал небольшой конец света – крестьянского...

В самой деревне подобные настроения усиливались параллельно с технологической модернизацией хозяйствования. Библейские образы причудливо переплетались с техническими средствами; так, в первых тракторах виделись все те же "железные птицы", которые будут клевать бедных крестьян. Некоторые исследователи видят в этом переложение апокрифических представлений о наказаниях грешников в последние времена. Например, в конце XIX в. получили исключительное распространение апокрифы о хождениях Богородицы по земле. При этом Богородица часто пророчествовала о грядущем конце света. Тут есть интересное пояснение специалистов: в народе существовали устойчивые представления о гадательных "Библиях". Специальные экземпляры Священного писания, зачастую содержащие апокрифические части, использовались для гадания о будущем, в том числе и о конце света.

Последний по времени всплеск апокалиптических настроений наблюдался в перестройку. Фольклорная теория хорошо работает и для этого периода, подтверждая ироничную формулу о возможности конца света в отдельно взятой стране: советское общество было разрушено, российское еще не построено.

Сдается, представление о конце света еще переживет всех нас, возникая как будто из ниоткуда в сложные для страны годы. Даже приснопамятный дефолт некоторые "предсказатели" истолковали в том роде, что число 1998 при делении на 3 дает 666. Того и гляди, новое светопреставление не за горами!

Выбор читателей