Белорусский Тарантино подарит Москве свои мистерии

Лента "Оккупация" объединяет три киноновеллы: "Адам и Ева", "Мать" и "Отец". Действие разворачивается на территории захваченной фашистами Беларуси




Ленты о Великой Отечественной войне пользуются неизменной популярностью у зрителя. Сейчас у москвичей есть возможность ознакомиться с еще одной трактовкой трагических событий – на экраны столицы выходит лента белорусских кинематографистов "Оккупация".

"Оккупация" - это три новеллы с вполне мистериальными заглавиями "Адам и Ева", "Мать" и "Отец". Действие разворачивается на территории оккупированной фашистами Беларуси. Однако знаменитого партизанского противостояния, известного по советским лентам "Беларусьфильма", в этом независимом проекте нет. Эти истории - пожалуй, первая попытка отойти от традиционных представлений о героическом времени Великой Отечественной, связав три новеллы с вечными ценностями. "Оккупация" - современное, европейское кино. Есть здесь и интригующий сюжет, и дух вестерна, и постмодернистская игровая структура (режиссера Андрея Кудиненко уже окрестилии "белорусским Тарантино"!), и удивительной красоты и силы поэтика настоящего народного эпоса.

История создания картины сама по себе необычна. Известная в Беларуси своими роликами на тему энерго- и водосбережения независимая минская студия "Навигатор" решила попробовать свои силы в игровом кино. Так появилась снятая на цифровую камеру короткометражка "Партизанская мистерия". Кудиненко и его друзья решили немного пошутить над темой партизанщины - некогда основной для киностудии "Беларусьфильм", которую в шутку называли - "Партизанфильм". Однако в процессе работы шутка постепенно переросла в очень серьезное произведение.

По словам Кудиненко, делать национальное белорусское кино, не высказавшись на тему оккупации, невозможно. "Тема оккупации для Белоруссии - это основная тема ее существования, потому что наша страна всегда была под оккупацией - польская оккупация, российская оккупация, немецкая оккупация, французская оккупация... Если можно назвать белорусов нацией, то это нация, которая всегда жила под кем-то. А когда пыталась делать что-то свое, то дорого за это платила. Нам хотелось высказаться на традиционную для белорусского кино тему, но при этом по-своему", - говорит он.

Однако предъявленная минской общественности "Партизанская мистерия" вызвала неоднозначную реакцию: в газетах работу называли "примером злобного пасквиля на тему партизанского движения". В то же время после дебюта ленты на Роттердамском фестивале белорусским кинематографистам выделили грант на превращение короткометражки в серьезную картину.

Но даже этих денег было недостаточно для полноценной картины. Белорусы совершили невозможное: сняли фильм практически на голом энтузиазме. Техникой, которую предоставила группе студия "Навигатор", они пользовались бесплатно, монтировали бесплатно, звук и музыку писали в домашних условиях, а актеры работали фактически за копейки.

На вопрос, почему первоначально проект получил название мистерии, режиссер отвечает, что истории, рассказанные в этом фильме, похожи на средневековые действа, но в то же время могли произойти когда угодно: и в Древнем Риме, и в Чечне - в любых экстремальных условиях.

В первой новелле "Адам и Ева" лихой боец Штыркин приходит в деревенскую хату забирать в партизаны не нюхавшего пороху Адама. По дороге в отряд Штыркин решает заглянуть к предателю - бывшему партизану, предпочетшему суровым военным будням теплую постель польской красавицы-ведьмы. Она-то и становится для юного Адама Евой, от которой не жди счастья.

В новелле "Мать" на заброшенном хуторе под колесами фашистского мотоцикла погибает ребенок. Вскоре мать находит в лесу раненного нациста, которого берется выходить. Так юный фашист занимает место погибшего сына не только в доме, но и в душе немой женщины.

Финальная часть озаглавлена "Отец". Маленький герой новеллы хочет найти своего отца, пропавшего на войне. Страстное желание мальчика приводит к трагической смерти его матери.

Все новеллы связаны общими персонажами, а хронологически три истории расставлены в обратной последовательности: например, застреленный в начале фильма Штыркин появляется во второй новелле, действие которой предшествует событиям первой. Такая временная структура словно выводит происходящее за рамки времени, подключает к Вечности. Равнодушным этот фильм не должен оставить никого.

Примечательно, что практически одновременно с приглашением фильма к участию в конкурсе Московского фестиваля Минкульт республики Беларусь приостановил действие прокатного удостоверения на этот фильм на территории страны. В официальном письме чиновники так объяснили свое решение: "Трактовка партизанского движения в фильме противоречит истинной правде, может оскорбить чувства ветеранов войны и оказать негативное влияние на воспитание подрастающего поколения и молодежи". У нас же есть шанс его увидеть.

С 7 июля – эксклюзивные показы в Киноцентре на Красной Пресне (Дружинниковская ул., 15, ст. м. Краснопресненская, тел. 205-7306, 255-9692).

Сеансы 7,9,11,13,15,17,19,23,25,27,29,31 июля

Выбор читателей