Пол Хлебников умер в застрявшем лифте

Получив смертельные ранения, редактор русской версии журнала Forbes нашел в себе силы пройти еще несколько шагов и позвать на помощь. Однако до операционной журналиста живым не довезли




Гибель редактора русской версии журнала Forbes обрастает все новыми подробностями. Известного журналиста, по большому счету, сгубила его американская привычка ездить по городу на общественном транспорте или пользоваться услугами водителей-частников. Вечером в пятницу, около 21:50, выйдя из здания на улице Докукина, где располагаются редакции Forbes и Newsweek, Хлебников отправился в сторону станции метро "Ботанический сад".

Пройдя около 100 метров, журналист был настигнут сзади автомобилем ВАЗ-2115 с тонированными стеклами, откуда и раздались выстрелы. По одним данным, огонь велся из приоткрытой двери со стороны водителя, по другим - через открытое окно. Стрельба продолжалась не больше 20 секунд, после чего автомобиль с преступниками развернулся и уехал в сторону проспекта Мира.

Хлебников был тяжело ранен в ногу, грудь и живот, однако сумел подняться и пройти несколько десятков метров в сторону редакции. Потом силы его оставили. Свидетелем преступления стал некий Игорь Ципко, которого Павел Хлебников и попросил сообщить о случившемся охране здания редакции.

"Я увидел человека в крови, лежащего на асфальте, и вызвал милицию и скорую помощь, - сообщил И.Ципко. - Он был в сознании, даже пытался говорить с кем-то по мобильнику. Но разобрать, с кем и о чем, мне не удалось".

Через несколько минут на место происшествия подоспели руководители Newsweek Александр Гордеев и Дмитрий Кузнец. Хлебников сказал им, что даже представить не может, из-за чего на него могли покушаться, и описал стрелявшего - это мужчина среднего роста, с темными волосами, лет 35.

"Я сидел в своем кабинете, когда мне сообщили о происшедшем, - рассказал "Коммерсанту" главный редактор русской версии Newsweek Александр Гордеев. - Мы выбежали на улицу и побежали в сторону метро… Пол лежал недалеко от здания на противоположной стороне улицы. Ему под голову кто-то подложил рюкзак. Милиционеры пропустили к нему. Пол был в сознании и говорил нормально. Я спросил его, почему в него стреляли. Пол ответил, что не понимает. Он описал машину и человека, стрелявшего в него, а затем Полу стало плохо, и он попросил кислородную подушку".

Однако подушки, по данным газеты, в скорой не оказалось. Не было кислорода и в реанимационном автомобиле, который вскоре подъехал. Врачи сделали Полу Хлебникову противошоковый укол и поставили капельницу. Минут через пятнадцать, рассказывают очевидцы, врачи получили подтверждение, что раненого ждут в ближайшей, 20-й горбольнице, и повезли его туда.

"Я поехал с Полом, - сообщил обозреватель журнала Newsweek Михаил Фишман. - Пол уже ничего не говорил. У него остановилось дыхание, и ему стали делать искусственное дыхание. Когда мы приехали в больницу, носилки с Полом сразу же вкатили в лифт, чтобы поднять на седьмой этаж, где расположены операционные. Вместе с ним в лифт вошли семь врачей, а я остался снаружи с рюкзаком Пола. По дороге лифт застрял. Я сам видел, как искали механика".

Один из врачей сказал М.Фишману, что Павел Хлебников умер в лифте - его не довезли до операционной. Другой хирург добавил, что "мы все равно не смогли бы ему помочь, у него были ранения, несовместимые с жизнью".

Заупокойная служба, посвященная памяти Хлебникова, состоится в среду в 14:00 в нижней церкви храма Христа Спасителя. Об этом, по просьбе семьи погибшего, сообщил пресс-секретарь посольства США в Москве. В минувшее воскресенье в Москве в церкви Святой Екатерины состоялась панихида по Хлебникову, а похоронен он будет в США.

Друзья и коллеги Хлебникова не сомневаются в том, что смерть журналиста напрямую связана с профессиональной деятельностью. По словам главного редактора журнала "Русский профиль" Андрея Золотова, то, что у Павла оказались враги, которые пошли на то, чтобы его убить, говорит о том, какой силы он был человек.

С другой стороны, убийство могло быть совершено с целью пресечь какое-либо расследование. Такого мнения, по сообщению "Ведомостей", придерживаются политологи Игорь Бунин и Станислав Белковский. Однако в московской редакции Forbes утверждают, что Хлебников уже полгода не занимался никакими новыми расследованиями. Есть предположения, связанные с нашумевшим списком ста самых богатых бизнесменов России. Журналисты считают, что искать заказчика среди этих людей бессмысленно - "они же не идиоты, чтобы так подставляться", - заявил один из сотрудников Forbes.

Глава Генпрокуратуры Владимир Устинов взял дело об убийстве главного редактора русского Forbes под личный контроль и возложил ответственность за расследование дела на управление по расследованию по особо важным делам ГП РФ. По мнению обозревателя Wall Street Journal, это свидетельствует о том, что "российские власти наконец осознали, что выглядят в глазах мирового сообщества не лучшим образом".

Международный комитет защиты журналистов, ведущий учет всех актов насилия против журналистов в мире, считает Россию проблемной зоной, пишет издание. ФСБ не раз предпринимала попытки заставить свободную прессу замолчать. Президент России Владимир Путин, который последовательно захватывал контроль над российским телевидением, сохранил старые привычки со времен своей службы в КГБ.

Выбор читателей