Новейшие технологии против древних проклятий

Испанские ученые объявили, что близки к разгадке тайны египетских иероглифов на стенах храма из Дебода. Вопрос в том, захотят ли того Исида и Амон, которым был посвящен храм




Объяснить тайны прошлого – мечта любого археолога. Испанским археологам в этом смысле повезло – изучать египетские иероглифы они могут прямо в Мадриде, и не по фотографиям, а на стенах храма, посвященного Исиде и Амону. Речь идет о храме из Дебода, находящемся в национальном парке испанской столицы.

Чтобы прочесть речения древних египтян, группа археологов из университета Ла Лагуна собирается применить новейшие достижения цифровой техники. Изучение иероглифов подошло к финальной стадии, и результат, как кажется, не за горами. Исследование ведется уже не первый год и осложняется тем, что строение без малого 50 лет провело в водах Нила. Полученные от этого повреждения не позволяли с полной достоверностью сказать, что же именно писали египтяне на стенах храма 23 века назад. Теперь для уточнения и сверки текстов в ход пустят самые современные технологии.

Храму из Дебода, как и многим другим архитектурным шедеврам, не повезло в XX веке. Он был построен на юге Египта в долине Нила при царе Адихаламани (200-180 гг. до н.э.). Украшение храма и строительство сооружений вокруг него продолжалось при царях династии Пталомеев, а затем при римских императорах Августе и Тиберии. Храм в Дебоде был местом отдыха во время ежегодного путешествия статуи Исиды через северные районы Нижней Нубии для благословения и освящения окружающих земель.

Благополучно дожив до 1907 г., Дебод оказался под водой на 50 долгих лет. Виной тому стало строительство первой нильской плотины. В 1959 г., когда было решено строить Асуанскую ГЭС, судьба многих бесценных памятников культуры повисла на волоске – они могли исчезнуть с лица земли насовсем. Выручило тогда ЮНЕСКО, призвавшее мировое сообщество помочь Египту. Во время спасения монументов Верхнего Египта перед заполнением искусственного озера Насер, расположенного за Асуанской плотиной, ряд малых храмов был предложен в качестве своеобразной премии для музеев и организаций разных стран. Испания оказалась не единственной, кто тогда откликнулся на призыв. В подарок она и получила храм из Дебода.

Оставалось лишь аккуратно перевезти его. 6 июня 1970 г. разобранное на блоки здание отправилось на пароходе "Бениса" из Александрии в Валенсию, а дальше – на грузовиках в Мадрид. При его восстановлении обнаружилось, что сотня блоков утеряна, а у пятисот перепутана нумерация. Воссоздание храма потребовало скрупулезной работы.

Будем надеяться, что археологам из Ла Лагуна повезет так же, как их коллегам, которые в апреле этого года при раскопках в Луксоре нашли портрет, на котором, по некоторым предположениям, запечатлен фараон Тутмос III, правивший страной в ХV веке до нашей эры. Рисунок размером 50 на 30 см на куске дерева уникален не только своим возрастом. Впервые ученые увидели изображение древнего египетского властителя анфас. Дело в том, что художники той эпохи придерживались строгого правила – рисовать человеческие портреты только в профиль, а "привилегия лица" являлась уделом лишь мифологических персонажей и... иностранцев.

Впрочем, специалисты не исключают, что древний художник изобразил вовсе не мужчину, а знаменитую женщину-фараона Хатшепсут. Некоторые называют ее матерью Тутмоса, другие полагают, что Хатшепсут была его сводной сестрой, что не помешало им состоять в законном браке.

По мнению эксперта-египтолога из Британского музея Марселя Марэ, дошедшее до нас изображение – это эскиз для последующей работы скульптора, который был призван оставить потомкам каменное изваяние фараона. Об этом свидетельствуют клетки, которыми расчерчен рисунок. Этот прием для переноса элементов изображения с дерева или картона на камень ваятели используют и поныне.

Выбор читателей