Гибель "Челюскина": ученые хотят знать правду

Стартовала уникальная экспедиция российских ученых – впервые за 70 лет они спустятся к останкам советского теплохода "Челюскин". Исследователей интересуют исторические документы на борту судна




В минувший понедельник стартовала уникальная экспедиция российских ученых – впервые за 70 лет они спустятся к останкам советского теплохода "Челюскин". В планах организаторов – Академии наук, Музея Арктики и Антарктики и Русского подводного музея – не только поиски исторических документов и дневников, которые могут пролить свет на неизвестные ранее обстоятельства гибели судна, но и съемки фильма к круглой дате – 70-летию спасения челюскинцев. В этом исследователям должен помочь глубоководный робот, способный погружаться на глубину до шести километров.

Напомним, что 70 лет назад теплоход неледокольного типа "Челюскин" затонул, затертый дрейфующими льдами, возле мыса Северный, не пройдя трассу Северного морского пути из Мурманска во Владивосток. Операция по спасению с льдины 104 человек, в том числе десяти женщин и двоих детей, длившаяся два месяца, стала легендой советской эпохи. Впрочем, часть исследователей говорят, что не научная цель была у похода. По некоторым данным, теплоход "Челюскин" сопровождал пароход "Пижма", на борту которого были 2 тыс. заключенных, направленных на работы в рудниках. А на "Челюскине" находились охранники и семьи конвоя. Эта версия объясняет, почему на исследовательском корабле были женщины и дети. Кроме того, 70 лет назад американцы предлагали Советам помощь, но СССР от помощи отказался. Впрочем, не исключено, что "Челюскин" совмещал, так сказать, обе миссии: научную и конвойную. "Когда страна прикажет быть героем…"

И все же большинство участников экспедиции придерживаются героической версии. Вся страна в свое время отмечала на карте маршрут дрейфа "Челюскина", вмерзшего в льдину. И когда до чистой воды оставалось менее одной морской мили, случилась трагедия: льды раздавили судно. Рядом, в бухте Провидения, стоял под парами ледорез "Федор Литке", готовый прийти на помощь, но капитан Воронин и начальник Главсевморпути Отто Шмидт от помощи отказались. Существуют две версии: Отто Шмидт и Владимир Воронин надеялись, что шторм разломает лед и пароход сам выйдет на чистую воду. Но многие думали по-другому: моряки считали, что Шмидт и Воронин не захотели ни с кем разделять славу и до последнего пытались самостоятельно выйти изо льдов.

Как бы там ни было, конвой был на борту "Челюскина" или научная экспедиция, по трагической случайности корабль не смог выйти изо льдов или жажда славы руководителей навсегда оставила его на морском дне, но на льдине челюскинцы провели ровно два месяца, пока не началась массовая эвакуация людей самолетами. Летчики совершили 24 рейса.

А потом была слава и триумф. В Провидении, на Камчатке, во Владивостоке их встречали как героев. В их честь устроили торжественный прием в Кремле, все были награждены орденами, а семь летчиков, принимавших участие в эвакуации, получили звания Героев Советского Союза.

...А в тот же год ледорез "Федор Литке" в течение одной навигации совершил безаварийный переход из Владивостока в Мурманск.

Выбор читателей