"Сибирская корона" осеняет не Россию

Распродажа России зашла гораздо дальше, чем мы думали. Оказывается, покупая практически любое "российское" пиво или сигареты, мы давно не поддерживаем отечественного производителя




Несмотря на то, что дело "ЮКОСа" не способствует оздоровлению инвестиционного климата в России, иностранные концерны не собираются уходить с двух сверхприбыльных российских рынков: пивного и табачного. Их не смущают даже разговоры о грядущем государственном контроле над экономикой. Ведь доля международного капитала в производстве сигарет в нашей стране составляет более 90%, пива – 66%. Это – ежегодный оборот не менее €10 млрд.

Иноземные владельцы наступают на российские предприятия. Последняя сделка – покупка французским табачным концерном Altadis за €147 млн свыше 80% акций российского производителя сигарет "Балканская звезда". По имеющейся информации, остальные акции стоят около €35 миллионов. Голландская пивоваренная компания Heineken приобрела российский холдинг "Цепко" за €80 млн. Это - два крупных завода по производству слабоалкогольных напитков. В них Нидерланды инвестировали уже €100 миллионов. А бельгийская компания Interbrew не поскупилась выложить €530 млн за 75,5% крупнейшего отчественного концерна Sun Interbrew.

Как раз бельгийские инвестиции показали, что иностранные концерны прочно обосновались на сигаретном и пивном рынке. Ранее компания "Альфа-Эко", принадлежащая имеющему свою руку в Кремле олигарху Михаилу Фридману, начала покупать акции Sun Interbrew, очевидно планируя затем поглотить весь холдинг. Однако бельгийцы опередили предпринимателя.

Хотя Россия - страна традиционно водочная, пиво у нас приобретает все большую популярность. В прошлом году оборот этого рынка составил €2,5 миллиардов, сильно увеличившись по сравнению с 2002 годом. Больше, чем у нас, пива пьют лишь в Китае, США, Германии и Бразилии. И даже путем резкого ограничения рекламы едва ли можно будет значительно снизить продажи этого напитка. Напомним, что правительство недавно запретило демонстрировать ролики подобного содержания с 7 до 22 часов. Таким образом власти пытаются затормозить потребление алкоголя среди подростков. До сих пор пиво рекламировалось как культовый напиток молодежи. Удастся ли сломать этот стереотип и заставить студентов, учащихся и прочих представителей молодого поколения "бегать за "Клинским", пока еще рано судить.

Что касается табачного рынка, то здесь Россия занимает четверное место в мире после Китая, США и Японии. В 2003 г. было продано сигарет на €8 миллиардов. Темпы роста, как и для пива, для табака в процентном отношении измеряются двузначными цифрами.

В 1998 г. после вынужденной девальвации рубля импортные товары резко подорожали, и иностранные концерны устремились в Россию, приобретая предприятия пивзаводы и сигаретные фабрики. Такие компании, как Philipp Morris, BAT, Gallaher, Imperial Tobacco Group и Japan Tobacco International, своими традиционными брендами давно вытеснили отечественных производителей.

В пивной отрасли тон задают концерны Carlsberg, Interbrew, Heineken, Efes и Miller. Лишь московский завод "Очаково" и фирма "Красный Восток" пока еще противостоят конкуренции. Даже патриотически настроенные потребители зачастую не знают, что приобретают западный товар. Ведь такие марки, как "Союз-Аполлон", "Петр I", "Сибирская корона", "Волга" произведены мультинациональными холдингами. Иностранные предприниматели ведут довольно проницательную политику: они делают инвестиции в сектор, который Кремль не считает стратегически важным. В то время как президент Путин неустанно расширяет государственное влияние на сырьевые отрасли, пиво и сигареты продолжают считаться мало существенными. Даже если эта ситуация изменится через некоторое время, вытеснить Запад будет практически невозможно.

Ведь в российских руках осталась, помимо двух пивных, лишь единственная табачная компания – "Донской табак". Ее возглавляет депутат Госдумы Иван Саввиди. Он уверен, что иностранцы не смогут выбить его из его бизнеса. "Мне поступали десятки предложений по продаже предприятия, согласиться я бы мог в любой момент – говорит он. – Однако продавать мой завод – это все равно что продавать себя". Однако некоторые аналитики с сомнением смотрят на оптимизм Саввиди. "В отрасли никто не сомневается, что "Донтабак" рано или поздно тоже купят", – говорят они.

Выбор читателей