У Индии и Пакистана "горят трубы"

Иран располагает колоссальными запасами нефти и газа. Таких сильных и независимых игроков очень не любят в Вашингтоне. Как бы не остаться Индии и Пакистану без углеводородов




Индию и Пакистан скоро соединит газопровод, берущий свое начало в Иране. Примечательно то, что этому проекту уже десять лет, и необходимость в прокладке газовой трубы с иранских месторождений в Индию (2,6 тыс. км) давно назрела, и деньги (порядка $3,5 млрд) если что – найдутся. Да вот, как на беду, между Ираном и Индией находится Пакистан: с момента его отпочкования от Индии в 1947 г. они с бывшей "альма-матер" постоянно конфликтуют, а с недавних пор еще и ядерным оружием угрожают. Конечно, Пакистану и самому газ пригодится, но масштаб экономики не тот: Иран хочет обязательно включить в проект Индию. Та требует от Исламабада гарантий безопасности, а какая тут безопасность, когда того и гляди война начнется?… В общем, ничего не получается.

Тем не менее, в 1994 г. проект строительства трубы из Ирана все-таки появился на свет: как-никак, она позволила бы Индии экономить на доставке газа $300 млн в год, а Пакистан – помимо иранского газа – получал бы свой "навар" за транзит – порядка $580 млн в год. Президент Мушарраф, придя к власти в 1999 г., не раз заявлял, что готов дать государственные гарантии безопасности газопровода. Но в Дели ему почему-то не верили: с тех пор две страны еще раз побывали на грани полномасштабного вооруженного конфликта. Индийцы с иранцами даже рассматривали вариант прокладки трубы в обход пакистанской территории, то есть, по дну Аравийского моря, причем, за пределами территориальных вод Пакистана. Но очень скоро отказались от этой затеи ввиду ее баснословной стоимости. К тому же, морской царь Посейдон вряд ли смог бы гарантировать безопасность такой трубы от обиженного Пакистана, который в этом случае лишался бы и газа, и транзитных доходов.

Было очевидно одно: для реализации проекта стороны должны немножко помириться – ровно настолько, чтобы согласиться сообща получать выгоду от газопровода. И вот, это наконец произошло. Индийское правительство официально дало добро на проект, удовлетворившись гарантиями, которые Пакистан в последние месяцы предлагал все настойчивей. Хотя пресс-секретарь МИД Пакистана Масуд Хан отметил по этому поводу, что Исламабад берет на себя только обычные в таких случаях международные обязательства и не примет никаких "дополнительных условий", выходящих за рамки этих обязательств. Но, видимо, сама обстановка разрядилась настолько, что такие гарантии были приняты. Теперь обе стороны активно ведут переговоры (каждая порознь) с Ираном. Недавно Иран посетил министр иностранных дел Пакистана Хуршид Мехмуд Косури, и стороны согласовали практически все вопросы, касающиеся газопровода. Директор Иранской национальной компании по экспорту газа Рокнэддин Джавади уверяет, что со стороны Ирана никаких проблем с поставкой газа не будет. Для таких поставок, дескать, все готово, и, как только Пакистан заявит о своей готовности заключить соглашение, ровно через два года газ пойдет по новой трубе. Теперь остается самый пикантный этап переговоров: между Исламабадом и Дели.

Есть, впрочем, силы, заинтересованные в том, чтобы расстроить все дело. В первую очередь, это США, "дышащие угрозами" в адрес Тегерана. Они не упустили случая заподозрить неладное в визите главы пакистанского МИД в Иран: тут, дескать, пахнет секретной передачей ядерных технологий… (Как будто для этого нужен визит министра, привлекающий внимание мировой общественности!). Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Пакистана, заявляет категорически: "подобное сотрудничество между Ираном и Пакистаном или Пакистаном и Северной Кореей отсутствует". А на встрече обсуждались вопросы двустороннего и регионального характера, "касающиеся, в частности, строительства газопровода из Ирана в Индию через территорию Пакистана". Вопрос на этом должен быть исчерпан.

Однако Вашингтон действует не только кнутом, но и пряником: он стремится перенацелить Исламабад на других потенциальных поставщиков газа. В частности, на Туркмению – чем, кстати, одновременно решается и проблема вывода туркменского газа из-под контроля России. Для этого в свое время был разработан другой проект: трансафганский газопровод, по которому голубое топливо перекачивалось бы в Пакистан с туркменских месторождений. Разумеется, эту идею активно поддерживает Туркменбаши, мечтающий о том, чтобы качать свой газ куда угодно, только бы в обход России. Однако и этому проекту мешают обстоятельства: режим талибов и сменившая его неразбериха в Афганистане. Не говоря уже о стоимости прокладки трубы в афганских горах… Другой вариант для Пакистана – труба из Катара. Но она тоже обойдется дороговато: ее придется прокладывать по морскому дну.

Одним словом, Пакистану (и Индии) от Ирана никуда не деться, как бы не старались его недоброжелатели. Если конфликт между Дели и Исламабадом не разгорится в ближайшее время с новой силой (чего нельзя, конечно, исключать, учитывая то, какие мощные подстрекатели работают в этом направлении), то газопровод из Ирана в Индию будет построен в ближайшие годы. Так Иран все громче заявляет о себе как ведущая региональная держава: через его территорию проходят важные транспортные артерии, соединяющие Запад с Востоком и Север и Югом – в том числе, и наш транспортный коридор "Север-Юг". Кроме того, Иран располагает колоссальными запасами нефти и газа. Таких сильных и независимых игроков очень не любят в Вашингтоне. И компромат на Тегеран уже имеется: его ядерные разработки военного назначения. Есть они на самом деле или нет – не важно. Помнится, в Ираке искали оружие массового уничтожения, и не нашли. Ну и что же? Зато американские компании "нашли" там нефть. Вот и в Иране можно таким же манером "найти" большие запасы углеводородов.

Выбор читателей