Модификация гена породила мышь-"марафонку"

"Мускулы выносливости" у грызуна, выведенного калифорнийскими генетиками, развиты намного сильнее, чем у его собратьев. Мышь может бежать на тренажере вдвое дольше их и не подвержена ожирению

Новое достижение американских генетиков: выведена мышь, которая способна бежать в два раза дольше своих собратьев. В перспективе это открытие поможет увеличить выносливость и у людей.

Строение тела и обмен веществ у грызуна необычны: мышечная масса больше, а жира меньше, чем у нормальных мышей. Не подвержен он и ожирению - даже при высококалорийной диете.

Достичь этого ученым из Института Солка в Калифорнии удалось, модифицировав ген под названием PPAR-дельта таким образом, чтобы он производил больше протеина. Повышение активности PPAR-дельта, в свою очередь, влияет на работу нескольких других генов, и в итоге улучшается физическая форма.

Коллектив медиков под руководством Рональда Эванса давно занимается генетическими методами лечения избыточного веса. В предыдущих работах они установили, что активация гена помогает сжигать жир, а позже выяснили, что он также влияет на структуру мышц - они становятся менее подверженными усталости.

Теперь при помощи своих открытий ученые вывели супермышь, которая может бежать на колесе-тренажере вдвое дольше своих собратьев. В то время как обычное животное выдерживает эту нагрузку около часа, "марафонец" бежит два часа, или примерно на милю больше. Своей выносливостью, как и способностью не толстеть, грызун обязан медленно сокращающимся мышцам, которые так и называются "мышцы выносливости", - у модифицированной особи они развиты сильнее.

"Мы были поражены, - говорит доктор Эванс. - Большинство людей думают, что выносливость появляется только в результате тренировок. Но нам удалось полностью воссоздать их эффект, повысив активность всего одного белка".

В перспективе достижения генетики помогут и людям - ведь в нашем организме имеется тот же самый ген PPAR-дельта (как известно, структура ДНК у человека и мыши совпадает аж на 85%). По словам доктора Эванса, "атлеты по определению в этом заинтересованы, поскольку их тренировки станут более эффективными".

Уверенность ученых подкрепляется проверкой на мышах нового лекарства от ожирения, которое также активирует этот ген. Совпало так, что препарат, разработанный фирмой GlaxoSmithKline, в эти дни проходит клинические испытания (естественно, на людях). Оказалось, что это средство дает практически такой же результат, как и модификация гена - не только сжигает жир, но и резко повышает выносливость. Эванс уже предсказывает, что спортсмены будут злоупотреблять новым лекарством не меньше, чем сейчас злоупотребляют допингом.