Бурджанадзе: "Мы можем считать Россию врагом"

Спикер грузинского парламента впервые открыто назвала Россию "враждебной" Грузии. Между тем оппозиция и власти Абхазии резко критикуют действия грузинского правительства




Существующие отношения между Россией и Грузией даже самый большой оптимист вряд ли назовет нормальными. Российские власти подозревают Грузию в пособничестве чеченским террористам, грузинская же сторона обвиняет российскую в том, что она негласно поощряет сепаратизм Абхазии и Южной Осетии. Последние события и целый ряд высказываний политиков с обеих сторон говорят о том, что в ближайшее время существенного улучшения не предвидится.

Сегодня издание "Время новостей" публикует интервью с главой грузинского парламента Нино Бурджанадзе. В обычно взвешенную речь спикера парламента неожиданно проникли слова, более свойственные Михаилу Саакашвили. "К сожалению, в России нагнетается антигрузинская истерия. Мы смогли удержаться в разумных рамках, в Грузии нет русофобии. В России эту грань перешли. Мне было больно, когда я выступала по "Эху Москвы" и там проводили опрос радиослушателей. Треть из них сказала, что Грузия является враждебным государством. Извините, за что? Это мы можем считать Россию враждебной, потому что она помогает абхазским и южноосетинским сепаратистам", - заявила Бурджанадзе. То есть фактически впрямую назвала нашу страну врагом. Но позвольте, в чем выражается наша помощь сепаратистам? В том, что восстанавливаем, насколько это возможно, разрушенную войной экономику Абхазии? В том, что восстановили железнодорожное сообщение между Адлером и Сухуми, что вызвало прямо-таки истерику государственного министра Грузии Георгия Хаиндравы, заявившего, что грузинские власти примут все меры, чтобы не допустить этого. "К сожалению, сегодня мы не располагаем действенными мерами для пресечения этих противоправных действий, однако мы прибегнем ко всем цивилизованным методам в рамках международного права, чтобы пресечь это безобразие", - сказал грузинский чиновник. В чем состоит это "безобразие", и почему с такими же словами не выступают министры из Европы, с большинством стран которой Россия имеет железнодорожное сообщение?

Российские миротворцы и военные базы находятся на территории Абхазии и Южной Осетии в соответствии со взаимными договоренностями, и наши ребята как могут прикрывают участников конфликта. Достаточно напомнить, что число жертв с российской стороны за годы войны приблизилось к 100, а количество раненых составило около 250. Вспомним, к примеру, о том, что абхазская и грузинская делегации 1 декабря 1993 г. подписали "Соглашение о взаимопонимании". Генеральный секретарь ООН Бутрас Гали 9 мая 1994 г. представил в Совет безопасности отчет, в котором высказал мнение об отсутствии необходимых условий в Грузии для ввода войск ООН. Он заявил, что задачи поддержания мира могут решать российские войска, которые затем смогут войти в состав контингента ООН. Неужели миротворческая миссия России, сопряженная с человеческими и финансовыми потерями, должна вызывать отрицательную реакцию Грузии? Или россияне просто стали помехой для развязывания масштабной войны?

Несмотря на то что эмоциональным грузинам импонирует горячность Саакашвили, есть в этой стране и достаточно осторожные политики, которые видят в президенте корень всех зол, которые привели к тому, что Россию теперь считают главным врагом. В интервью агентству Regnum лидер лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили в непримиримых тонах характеризует политику грузинских властей, оставляя России надежду на то, что не весь грузинский народ считает нашу страну главным врагом Грузии. "Саакашвили надеялся, что если займет в Цхинвальском регионе хотя бы одно село, то это сохранит его рейтинг успешного политика на достаточно стабильном уровне. Однако он ошибся, когда действовал, исходя из прецедента, имевшего место в Аджарии, где все произошло по обоюдному согласию Москвы и Вашингтона. Такая же договоренность имела место и в дни смены власти в ходе ноябрьской "революции роз". Без этого закулисного соглашения не могло произойти ничего. Сейчас Россия, конечно же, жалеет о своем содействии. В немалой степени, я полагаю, сокрушаются по этому поводу и в США. Не хочу из этических соображений называть конкретных иностранных персон, на которых могу сослаться для обоснования своей точки зрения, но поверьте, что так оно и есть", - говорит Нателашвили. "Клятвы в верности и дружбе с Россией, которые расточал Саакашвили Владимиру Путину, демонстрируя белозубую улыбку в начале года, вскоре сменились на пропагандистские пиары против российского руководства. Подобные вещи серьезные политики делать не должны, поскольку такое легкомыслие может им дорого обойтись. К сожалению, дело дошло уже до того, что глава России, предпочитая не отвечать на его звонки, к телефону не подходит", - продолжает политик. Все это, к сожалению, свидетельствует о том, что даже сами грузины, во всяком случае наиболее трезвомыслящая их часть, видят несостоятельность своего президента.

Тем временем Игорь Ахба, министр иностранных дел непризнанной республики Абхазии, заявил в интервью агентству "Росбалт", что "Абхазия - независимое, суверенное, правовое, демократическое государство, субъект международного права. Это наша принципиальная позиция, отказываться от которой мы не намерены. Никакая - прямая или косвенная - форма зависимости от Грузии для нас неприемлема". "Если исходить из известной поговорки "хочешь мира - готовься к войне", то мы всегда начеку и наши вооруженные силы постоянно повышают уровень своей боеготовности", - заявил абхазский чиновник. Широко известна также неоднократно озвученная позиция южноосетинских властей, которые, подобно абхазам, готовы с оружием в руках защищать свою надежду на самоопределение. В такой атмосфере попытки Саакашвили бороться с сепаратизмом при помощи силовых методов выглядят безумием, которое может привести к еще одной кровавой бойне на Кавказе.

Выбор читателей