"Британская дочка", или Любовь по принуждению

ТНК-BP недавно чуть не лишили лицензии на разработку одного из крупнейших в России газовых месторождений. На компанию нажали с двух сторон – претензии были высказаны Министерством природных ресурсов и ФСБ




Государство российское продолжает собирать камни, разбросанные за минувшее десятилетие. Если следовать этому сравнению, то самыми ценными и увесистыми камушками являются, безусловно, нефтяные и газовые ресурсы страны, контроль над которыми правительство во что бы то ни стало хочет вернуть себе. Теперь в распоряжении государства есть мощная фигура, способная контролировать львиную долю рынка нефти и газа: это "Газпром", вобравший в себя "Роснефть". Эксперты не исключают, что этот концерн сможет прикупить обломки разгромленного "ЮКОСа", а со временем, возможно, и другие компании. Это уж как пойдет. Впрочем, стратегия собирания камней не мешает России делать некоторые тактические маневры, вроде продажи пакета акций "ЛУКОЙЛа" американской ConocoPhillips.

В контексте этой же стратегии следует рассматривать и историю с ТНК-BP, которую недавно чуть не лишили лицензии на разработку одного из крупнейших в России газовых месторождений – Ковыктинского, в Восточной Сибири. Его запасы оцениваются в 1,4 трлн кубометров, и их разработка даст возможность обеспечить газом всю Иркутскую область и экспортировать значительные объемы голубого топлива в Китай и Южную Корею. В настоящее время британо-российская ТНК-BP, дочернее предприятие British Petroleum, владеет 62,7% акций ОАО "РУСИА Петролеум", которому принадлежит лицензия на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Отмечается, что именно из-за этого проекта British Petroleum решила в свое время купить ТНК. А весь проект разработки месторождения оценивается в $18 миллиардов.

Однако Министерство природных ресурсов заявило о том, что намерено пересмотреть лицензию, выданную "РУСИА Петролеум", поскольку компания не выполняет некоторых условий, в частности, уделяет недостаточно внимания газификации Иркутской области. Так это или не так – вопрос спорный, поскольку Ковыктинский проект находится еще на самой начальной стадии реализации: для внутренних потребителей газ оттуда начнет поступать только с 2006 г., а для зарубежных – с 2008 года. К тому же официально ТНК-BP не получала никаких претензий от российского министерства. Однако в руководстве совместной компании намек поняли: чтобы не потерять все, надо делиться.

И вот, уже через несколько дней глава ТНК-BP Роберт Дадли в интервью Financial Times заявил, что его компания готова уступить ведущую роль в разработке Ковыктинского месторождения "Газпрому", оставшись в роли миноритарного участника проекта. "Это, возможно, один из самых крупных проектов в России, и тут не может быть решения, которое предусматривало бы участие только одной компании в его осуществлении, – заметил Дадли. – У нас есть опыт в разработке запасов – это у нас хорошо получается, – однако мы готовы к тому, что нам не будет принадлежать основная часть холдинговой компании".

Для отвода глаз "Газпром" немного поотнекивался, заявляя, что после заявления о присоединении "Роснефти" у него пропал интерес к Ковыктинскому проекту. Не до него, дескать. "В связи тем, что Сахалин, похоже, будет приоритетным для "Газпрома", интерес компании к Ковыктинскому проекту снизится, так как и раньше мы считали этот проект недостаточно проработанным", – заявил пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов. Однако зарубежные аналитики считают, что эти заявления, как, впрочем, и "наезд" российского министерства на ТНК-BP, являются частью переговорной тактики "Газпрома", который хочет таким образом войти в проект с минимальными издержками для себя. А войти-то он хочет! Если раньше "Газпром" действительно интересовала на Ковыкте только реализация добываемого газа, то теперь, по мнению экспертов, концерн намерен установить контроль над всем циклом, начиная с добычи. Что ж, "Газпром" укрупняется – растут и его аппетиты. Есть, кстати, информация, что они с ТНК-BP уже уладили между собой все вопросы.

Почему "дочка" могущественной британской компании так легко пошла на попятную перед российским концерном? Да, в общем, понятно: перед глазами – печальный пример "ЮКОСа", после которого и за рубежом поняли, что Москва слезам не верит (даже если это слезы крупного инвестора). В этой связи эксперты отмечают, что ТНК-BP нуждается "Газпроме" как в щите, который прикрывал бы весь проект от политического давления государства. А от такого давления страдает и сама ТНК-BP.

Недавно компания подверглась нажиму со стороны ФСБ, которая обвинила ее в невыполнении законов о соблюдении секретности. По российскому законодательству иностранцы не должны иметь доступа к информации о стратегических нефтяных запасах, а ТНК-BP возглавляет американец. Поэтому российские партнеры предложили поставить во главе компании россиянина, оставив при этом за Робертом Дадли контрольные функции. "Этот вариант возможен, однако мы ведем переговоры с ФСБ о решении данного вопроса", – сказал Дадли. Но это уже второстепенные вопросы. Инвесторы надеются, что за "Газпромом" они будут как за каменной стеной.

Впрочем, нельзя сказать, что британская "дочка" выступает в роли просителя перед "Газпромом", которому даром не сдалась вся эта Ковыкта. Российский концерн заинтересован не только в Ковыктинском проекте, но и в долгосрочном сотрудничестве с "мамашей" – ВР. С ее помощью он надеется выйти на американский рынок сжиженного газа, обменивая свой газ (СПГ "Газпром" пока не производит) на сжиженный, производимый BP. Это, по мнению аналитиков, открывает перспективы для сотрудничества двух компаний и в разработке огромного Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море ("Газпром" связывает его разработку с планами создания собственного производства СПГ лет через десять).

Вообще же, аналитики утверждают, что разрастающийся российский концерн остро нуждается в диверсификации своей продукции и направлений ее экспорта, в чем и пригодится ВР со своей "дочкой". А управляющий директор по производству и технологиям ТНК-BP Виктор Вексельберг выразил надежду на то, что в связи с присоединением "Роснефти" у "Газпрома" и ТНК-BP будут и другие общие интересы: могут появиться новые совместные перспективные проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Выбор читателей