В Азербайджане рай отменяется

Принятая Баку стратегия экономического развития за счет нефтяных доходов не очень-то себя оправдывает. Едва ли не большие по сравнению с нефтью дивиденды республика получает от бизнеса 2 млн своих выходцев, обосновавшихся в России




Визит в Москву президента Азербайджана Алиева и его совместное с Путиным участие в форуме азербайджанской диаспоры имеет вполне определенный экономический подтекст. Принятая официальным Баку стратегия экономического развития за счет нефтяных доходов не очень-то себя оправдывает. Во всяком случае, мечты о "нефтяном рае", кажется, уже остались в прошлом. При этом выясняется, что едва ли не большие по сравнению с нефтью дивиденды республика получает от бизнеса 2 млн своих выходцев, обосновавшихся в России. Так что азербайджанскому руководству просто ничего другого не остается, как клясться в вечной любви к бывшей метрополии.

Ну а как же, все-таки, обстоит дело с нефтью? Когда в 1994 г. Азербайджан заключал с западными компаниями "контракт века" (иначе его в Баку не называют) на разработку нефтеносного поля на шельфе Каспия, образуемого месторождениями Азери, Чираг и Гюнешли (АЧГ), только и было разговоров, что о превращении страны в "новый Кувейт". Утверждалось, что уже через 10 лет – т.е. аккурат к сегодняшнему дню – суммарная нефтедобыча в республике может возрасти до 50-80 млн т в год. Именно в связи с этими планами возникла идея проложить "стратегический" нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Несмотря на то, что к моменту начала его строительства в 2002 г. несостоятельность указанных планов была очевидна абсолютно всем, политические галлюцинации в очередной раз оказались сильнее здравого экономического смысла, и первая очередь трубопровода должна быть сдана в эксплуатацию уже в середине следующего года. Между тем нефти для него как не было, так и нет. Нынешние экспортные потребности Азербайджана в транспортных мощностях (с учетом внутреннего потребления, это максимум 9 млн т нефти в год) с лихвой покрываются действующими маршрутами через порты Супса (Грузия) и Новороссийск.

Практически всю нефть – порядка 95% – в Азербайджане добывают ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики) и консорциум АМОК (Азербайджанская международная операционная компания), разрабатывающий нефтеносное поле АЧГ. 90% совокупной нефтедобычи приходится на морские месторождения. Кроме соглашения по АЧГ, Азербайджан заключил еще 23 контракта на разработку за счет иностранных инвестиций нефтяных месторождений в своем секторе Каспия, но "большой нефти" на этих месторождениях обнаружено не было, а некоторые проекты были и вовсе закрыты.

Последние несколько лет добыча нефти в республике стабилизировалась на уровне 15 млн т с "хвостиком". Так, в прошлом году было добыто15,4 млн т, в том числе ГНКАР – 8 млн т и АМОК – около 6,5 млн тонн. При этом ГНКАР разрабатывает в основном старые месторождения, и ее "сверхзадача" – не допустить падения объемов производства. Планы по значительному наращиванию нефтедобычи связаны исключительно с деятельностью АМОК. В настоящее время консорциум добывает нефть только на месторождении Чираг, которое уже начинает истощаться. Дальнейшее освоение блока АЧГ предполагается осуществлять в три этапа, или, как это значится в официальных документах, "фазы". "Фаза-1" предусматривает разработку центральной части месторождения Азери. Подготовка к ее осуществлению практически завершена, и первая нефть должна пойти в начале 2005 г.; всего здесь планируется извлечь 193 млн тонн. "Фаза-2" – это эксплуатация западного и восточного секторов Азери, где выполнено соответственно около 65% и чуть более 30% необходимых работ. Общий объем нефти, которую планируется добыть в этих секторах, начиная со II квартала 2007 г., должен составить 210 млн тонн. Наконец, в рамках "Фазы-3" будет разрабатываться глубоководное месторождение Гюнешли, где предполагается извлечь порядка 170 млн т нефти. По словам президента АМОК Дэвида Вудворта, с переходом в 2009 г. к "Фазе-3" общая нефтедобыча консорциума возрастет до 50 млн т в год.

Однако подобные заявления из уст руководителей АМОК раздаются не первый год. Неизменной остается и приведенная цифра. Оно и понятно: 50 млн т – это нижний порог рентабельности трубы до Джейхана. Все это живо напоминает времена СССР, когда "наверх" рапортовали только "правильные" цифры. Теперь "высшее руководство", которому рапортуют, находится в Белом доме на Потомаке – ведь злополучный нефтепровод строится исключительно благодаря усилиям двух американских администраций.

Между тем независимые эксперты продолжают высказывать сомнения, что заявленные планы АМОК будут выполнены. Тем более что сроки осуществления "фаз" уже неоднократно сдвигались. Так, реализация "Фазы-1", по первоначальному сценарию, должна была начаться еще 2,5 года назад. Постоянно корректировались в сторону понижения и оценки извлекаемых запасов. В течение нескольких ближайших лет Чираг будет, по всей видимости, вычерпан, а на месторождениях Азери и Гюнешли, как нетрудно подсчитать, планируется добыть в общей сложности 573 млн т нефти. Это 11,5 лет ударного труда, исходя из темпов, декларируемых Вудвортом. Иными словами, если, вопреки обыкновению, у АМОК все пойдет, наконец, точно по графику, то не позже 2020 г. добывать станет просто нечего. Как сурово вопрошал кот Бегемот, обращаясь к экономисту-плановику Поплавскому: "Дальше что?"

Дальше – а, скорее всего, уже в ближайшее время – надежда только на транзит казахстанской нефти. Но Казахстан пока обходится трубой Тенгиз – Новороссийск (проектная мощность – 67 млн т в год), и, кроме того, начато строительство крупного нефтепровода в Китай (первая очередь – 20 млн т в год). Причем нефтяные аппетиты Поднебесной, положившей глаз на казахстанское сырье, растут с головокружительной быстротой.

Принимая во внимание все сказанное, не кажется фантастической ситуация, когда Азербайджану придется думать уже не о том, чем экспортную трубу заполнить, а о том, где бы для собственных нужд нефть прикупить. Вот ведь какая "райская картина" вырисовывается.

Выбор читателей